Ученые нашли в Китае останки самой уродливой рептилии на Земле

/
Британский палеонтолог изучил необычные останки древних ящеров из Китая и подтвердил, что они относятся к числу так называемых парейазавров, крупных и крайне причудливо выглядящих травоядных ящеров, населявших Землю до появления динозавров.

МОСКВА, 19 фев – РИА Новости. Палеонтологи обнаружили на территории Китая окаменелые останки нескольких неизвестных видов парейазавров – крупных и крайне причудливо выглядящих травоядных ящеров, населявших Землю до появления динозавров, говорится в статье, опубликованной в Linnean Society Zoological Journal.

"В последние годы мои китайские коллеги заявляли об открытии шести видов парейазавров, найденных в отложениях пермского периода на берегах Хуанхэ в провинциях Шаньси и Шэнси. Мне удалось получить доступ ко всем окаменелостям в музее Пекина и изучить место их открытия. Очевидно, что они представляют собой три разных вида этих ящеров, которые появились практически одновременно, за 1-2 миллиона лет", — заявил Майк Бентон (Mike Benton) из Бристольского университета (Великобритания).

До появления и расцвета динозавров в конце Триаса и в начале Юрского периода, на Земле царили различные группы причудливых звероящеров-терапсид, сочетавших в себе признаки рептилий и млекопитающих, а также более примитивные рептилии-анапсиды, часть из которых станет предками черепах в будущем.

Парейазавры, как рассказывает Бентон, были самыми крупными и самыми причудливыми и уродливыми растительноядными представителями этой группы животных. По своим размерам они напоминали коров или бегемотов, и вели схожий образ жизни, обитая в полуводной среде. Их головы и спина были "украшены" толстой костяной броней, множеством шишек и выступов, а их анатомия делала их крайне неповоротливыми и неуклюжими созданиями.

Звероящер Pampaphoneus biccai глазами художника
Ученые нашли в Южной Америке "кузена" древних сибирских звероящеров

До настоящего времени останки парейазавров находили только на Урале, в Сибири и в Южной Африке. В последние два десятилетия, по словам автора статьи, об открытии их останков начали заявлять ученые из Китая, однако их открытия вызывали массу претензий со стороны других палеонтологов, так как окаменелости не были представлены для независимого изучения.

Бентону удалось получить доступ к этим окаменелостям, изучить их и сравнить с другими известными останками парейазавров из России и ЮАР. Как оказалось, китайским ученым действительно удалось открыть несколько новых видов этих уродливых рептилий, однако их было не шесть, как они заявляли, а только три.

Породы на острове Шпицберген, в которых ученые нашли следы шестого массового вымирания животных
Ученые нашли следы второго массового вымирания в Пермском периоде

Все эти виды парейазавров, по словам ученого, приходились близкими родичами их российским и африканским кузенам, что свидетельствует о том, что парейазавры, несмотря на их неповоротливость и "сидячий" образ жизни, все же смогли за короткое время распространиться фактически по всей Пангее, объединявшей все современные материки.

Эти ящеры просуществовали на Земле относительно недолго – появившись в конце пермского периода, они вымерли вместе с звероящерами, охотившимися на них, во время Великого пермского вымирания, произошедшего, как сегодня считают ученые, из-за массированного извержения вулканов в современной Восточной Сибири примерно 252 миллиона лет назад.