slide

Древние люди сварили первый "суп" из черепахи 400 тысяч лет назад

Модель древнего Homo Sapiens
Израильские палеонтологи и антропологи обнаружили в пещере Кесем останки черепах, которые впервые показали ученым, что предположительные предки неандертальцев и денисовцев любили мясо черепах, что противоречит представлениям об исключительно мясной диете древних гоминид.

МОСКВА, 2 фев – РИА Новости. Анализ окаменелостей из известной пещеры Кесем в Израиле показал, что предположительные предки неандертальцев и денисовцев любили мясо черепах, что противоречит представлениям об исключительно мясно-растительной диете древних гоминид, говорится в статье, опубликованной в Quaternary Science Reviews.

"В истории уже бывали случаи. Когда древние люди использовали медленно двигающихся животных, таких как черепахи, в качестве своеобразных живых консерв. Но вполне возможно, что жители пещеры Кесем, ловя и поедая черепах, просто таким образом максимизировали свой доступ к пищевым ресурсам. В любом случае, это открытие говорит нам о новой, ранее неизвестной черте древних людей, об их способностях, и, возможно, вкусах", — заявила Рут Бласко (Ruth Blasco) из Национального центра изучения эволюции человека в Бургосе (Испания).

Бласко и ее коллеги раскрыли пищевые предпочтения одной из самых первых групп древних людей, покинувших Африку в далеком прошлом, изучая окаменелости, найденные в знаменитой пещере Кесем, где в недавнем прошлом были найдены древнейшие следы пребывания кроманьонцев и одни из последних следов людей умелых и гейдельбергских людей на Земле.

Эта пещера, как рассказывают ученые, была обжита людьми очень давно – первые следы человека в ней появляются в слоях, сформировавшихся 420-390 тысяч лет назад, и их обладателями, судя по устройству орудий труда, были одни из последних прямоходящих людей, Homo erectus. Они прожили в пещере примерно две сотни тысяч лет, после чего Кесем опустел, и был повторно заселен лишь примерно 120 тысяч лет назад, когда туда проникли кроманьонцы.

Изучая самые древние слои отложений, группа Бласко натолкнулась на крайне необычную вещь – они обнаружили десятки и сотни фрагментов черепашьих панцирей и костей, которые встречались в отложениях всех 200 тысяч лет, которые в пещере провели предположительные Homo erectus.

Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям
Неандертальцы готовили финики и варили "кашу", считают ученые

Все панцири и кости несли на себе следы термической обработки и были поцарапаны различными орудиями труда, что однозначно говорит в пользу того, что обитатели пещеры регулярно ловили и ели черепах, сочетая их мясо с растительной пищей и мясом парнокопытных, о чем говорит изотопный состав их зубов.

Судя по косвенным признакам, жители пещеры как просто "тушили" черепах, запекая их живьем внутри их панциря, так и разделывали их перед употреблением в пищу, о чем свидетельствуют особые отметины на их костях, оставленные рубилами и другими орудиями труда из ашёльской культуры.

Подобное открытие стало большой неожиданностью для антропологов – раньше ученые считали, что все древние люди, за исключением наших предков кроманьонцев, обладали достаточно однообразной диетой, поедая или мясо крупных животных, или питаясь исключительно растениями и мелкими животными.

Внешний вид неандертальца, воссозданный учеными по обнаруженным костям
Неандертальцы использовали ромашку и тысячелистник для самолечения

Всеядность Homo sapiens даже считалась некоторыми исследователями причиной того, почему нашим предкам удалось победить в конкурентной борьбе с неандертальцами. Открытие черепашьих костей и панцирей в Кесеме говорит, как считает Бласко, что мы в этом отношении не отличались от других гоминид, чья диета, судя по всему, была не менее разнообразной.

По мнению исследовательницы, присутствие черепах в рационе древних людей позволяет задуматься о "разделении труда" в группах Homo erectus и прочих гоминид – Бласко предполагает, что черепах ловили не мужчины, а дети и женщины, кому эта задача была под силу.

Мужчины, в свою очередь, охотились на более крупную добычу – антилоп и прочих травоядных млекопитающих, поймать которых было не так просто. Подобный подход, как считает ученая, помогал жителям пещеры Кесем выживать, максимизируя доступ ко всем ресурсам местной экосистемы.

• меня удивляют эти все псевдо открытия, как они хотят убедить всех, что человек это примитив и обезьяна, все делают для того чтобы убить в людях дух творца. Вот и утку очередную подсунули в виде черепашьего супа,
    02.02.2016
  • Понятное дело, древние укры уже тогда сало в черепахах искали, не найдя борщ сварганили...
    02.02.2016
  • Вообщем-то человек и есть разновидность обезьяны (шимпанзе). И дух творца появился не у всех.
    02.02.2016
  • а как насчет каннибализма в их среде? косточки покоцанные не нашли?
    02.02.2016
  • Неандеров с денисовцами зачем-то сюда приплели. Могли бы сразу про эректусов сказать. А так да, теория, что всеядные сапиенсы вытеснили остальные виды людей, которые использовали только мясной рацион трещит по швам.
    02.02.2016