Ученые нашли в печени гормон, управляющий тягой к сладкому

/
Биологи открыли необычный гормон в печени мышей, приматов и людей, который в будущем может быть использован как универсальное лекарство от алкоголизма, переедания сладкого, ожирения, диабета и других расстройств метаболизма.

МОСКВА, 24 дек – РИА Новости. Биологи нашли возможное объяснение необъяснимой тяги некоторых людей к сладкому – оказалось, что нашим желанием есть сахар управляет гормон FGF21, при помощи которого печень "дирижирует" работой центра вкуса в мозге, говорится в статьях, опубликованных в журнале Cell Metabolism.

"Конечно, с первого взгляда вам может показаться, что FGF21 и связанные с ними нервные клетки можно превратить в универсальное средство от алкоголизма, переедания, диабета и прочих расстройств метаболизма, но не надо торопиться. Крайне важно понимать, эти нейроны отвечают за реакцию удовольствия и связаны с нашим настроением, поэтому необходимо проверить, будет ли FGF21 вызывать депрессию", — заявил Стивен Кливер (Steven Kliewer) из университета Техаса в Далласе (США).

Как отмечает Кливер, его научная группа и другие молекулярные биологи давно знали о существовании данного гормона, однако все ученые предполагали, что он был связан не с тягой к сладкой пище, а с тем, как организм реагирует на инсулин, "подготавливая" его к притоку глюкозы и других нутриентов.

Дегустационные ряды
Биологи нашли выключатель чувства голода в мозге человека

Эксперименты, которые научная команда Кливера и еще одна группа ученых проводила на мышах и макаках-резусах, показали, что на самом деле этот гормон синтезируется в печени в тот момент, когда уровень глюкозы в организме достигает некой достаточно высокой отметки, после чего он влияет не на инсулин, а на аппетит "владельца" тела.

Молекулы FGF21 затем попадают в кровь и  двигаются в мозг, где они начинают влиять на работу гипоталамуса, "пищевой центр" мозга и один из ключевых элементов эндокринной системы нашего тела. Воздействуя на рецепторы, которые отвечают исключительно за поедание сладкой пищи, он заставляет их считать, что организм получил достаточное количество сахара.

Мамы с детьми
Отсутствующие нейроны в мозге оказались причиной ожирения - биологи

Ученые проверили, что произойдет, если тело мышей не будет производить этого гормона, или наоборот, будет получать его избыток. Эффекты  и от того и другого были потрясающими – в первом случае грызуны не могли остановиться, поедая сладкую пищу, а во втором – ввод даже небольшого количества FGF21 начисто лишал их тяги к сладкому. Аналогичные результаты были получены при экспериментах на обезьянах.

По словам Кливера, аналогичным образом этот гормон влияет на тягу к алкоголю, что позволяет в принципе использовать данное вещество для борьбы с ожирением, алкоголизмом и диабетом. С другой стороны, как предупреждает ученый, сначала необходимо изучить все возможные побочные эффекты, и лишь потом пытаться применить это открытие в медицинской практике.

Как считают биологи, печень может таить в себе и ряд других гормонов, которые отвечают за тягу к жирной и белковой пище. Они попытаются найти их в последующих экспериментах на животных, и попробуют понять, можно ли ими манипулировать в медицинских целях.

• Тяга к сладкому - глицериновый алкоголизм
    24.12.2015
  • Занятно, но практическое применение сего открытия довольно туманно. При необходимости терапии куда проще акцентироваться на том, что человек благодаря разумности имеет такое свойство личности как воля - вот ее то и надо тренировать, научив/заставив себя правильно питаться, соблюдать диетические рекомендации не составляет большого труда. Другое дело, что зачастую люди ленивы и слабовольны... ))
    25.12.2015
  • Александр в ответ пользователю DDD(показатьскрыть)
    DDD, ожиревшим и безвольным пиндосам может и пригодится.
    25.12.2015
  • Если учесть, что печень - депо глюкозы, то рано или поздно открытие обратной связи печени и подкорковыми отделами мозга. Что мне импонирует в этом сообщении - то что исследователи не спешат из своих первых открытий делать уже сенсацию. Нормальный научный подход.