Геологи нашли в Африке следы древнего суперцунами высотой 300 метров - РИА Новости, 04.10.2015

Геологи нашли в Африке следы древнего суперцунами высотой 300 метров

© Ricardo RamalhoМорской булыжник, перенесенный вглубь суши 300-метровой волной цунами
Морской булыжник, перенесенный вглубь суши 300-метровой волной цунами
Раскопки на африканских островах Зеленого Мыса показали, что этот архипелаг был однажды полностью затоплен волной суперцунами высотой 300 метров, порожденной взрывом и обвалом стенок вулкана Фого в море в 50 километрах от данных островов.

МОСКВА, 4 окт – РИА Новости. Раскопки на африканских островах Зеленого Мыса показали, что этот архипелаг был однажды полностью затоплен волной суперцунами высотой 300 метров, порожденной взрывом и обвалом стенок вулкана Фого в море в 50 километрах от данных островов, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

"Сегодня у жителей островов Зеленого Мыса есть гораздо более животрепещущие проблемы и угрозы, чем гипотетическая возможность повторения этого мегацунами – они еще не успели отстроиться и привести свою жизнь в порядок после недавнего извержения на острове Фого. Но мы должны учитывать, что еще один обвал может случиться в любой день, и быть готовыми к его последствиям", — рассказывает Рикардо Рамальо (Ricardo Ramalho) из университета Колумбии в Нью-Йорке (США).

Рамальо и его коллеги выяснили, что примерно 73 тысячи лет назад острова Зеленого Мыса были полностью скрыты под водами гигантской волны цунами, изучая необычные булыжники явно морского происхождения размером с микроавтобус и массой сотни тонн, каким-то образом оказавшиеся в глубине острова Сантьяго, на расстоянии 650 метров от берега Атлантики и на высоте 150-200 метров от уровня моря.

Большое количество и расположение этих камней заставило ученых предположить, что они являются следом мощнейшего цунами, которое вырвало их с насиженного места под водой и перенесло на сушу. Руководствуясь этой идеей, ученые вычислили силу этого цунами, опираясь на массу и разброс булыжников, и определили время, когда произошел этот катаклизм, опираясь на долю "космического" гелия-3 в толще этих камней.

Волна
Подводные хребты удвоили силу японского цунами, заявили ученые

Оказалось, что цунами  было действительно невероятно мощным – высота его волны, по расчетам Рамальо, превышала 270 метров. Оно, судя по расположению камней и наносам из морских пород на западном берегу Сантьяго, полностью затопило остров, ударив по нему с запада, со стороны острова Фого, где находится один из крупнейших вулканов планеты.

Время возникновения цунами – около 73 тысяч лет назад – практически однозначно, как отмечает исследователь, указывая на то, что именно этот вулкан послужил причиной возникновения мегацунами. В это время произошло его очередное извержение, в ходе которого он взорвался и половина его восточных стенок общим объемом 160 километров в кубе была выброшена в море.

Добавление столь большого количества материи породило мощную 300-метровую волну, аналогов которой человечество еще никогда не видело. Как подчеркивает геолог, не стоит поднимать панику — по расчетам ученых, подобные катаклизмы случаются раз в 10 тысяч лет. Тем не менее он признает, что возможность неожиданного и почти мгновенного возникновения подобных цунами не стоит списывать со счетов и нужно быть готовым к тому, что любой другой вулканический атолл может взорваться и породить сверхмощную волну.