НАСА: трехмерные карты Цереры сделали ее "белые пятна" еще загадочнее - РИА Новости, 30.09.2015

НАСА: трехмерные карты Цереры сделали ее "белые пятна" еще загадочнее

© Фото : NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDAТопографическая карта Цереры
Топографическая карта Цереры
Зонд Dawn передал на Землю новые подробные топографические карты Цереры, которые показали, что кратеры на ее поверхности обладают неправильной формой, и которые в очередной раз не помогли ученым понять, как возникли знаменитые "белые пятна" и как появилась загадочная гора-пирамида неподалеку от них.

МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Зонд Dawn передал на Землю новые подробные топографические карты Цереры, которые показали, что кратеры на ее поверхности обладают неправильной формой, и которые в очередной раз не помогли ученым понять, как возникли знаменитые "белые пятна" и как появилась загадочная гора-пирамида неподалеку от них.

Данные снимки и карты были получены Dawn с высоты в 1470 километров от поверхности Цереры, в рамках первого этапа картографирования ее поверхности, в ходе которого зонд шесть раз полностью "просветил" карликовую планету при помощи своих инструментов и камер.

Новые снимки раскрыли несколько новых необычных черт Цереры, помимо белых пятен и необычно высокой горы-пирамиды, возвышающейся на четыре километра над поверхностью карликовой планеты.

В частности, зонду удалось обнаружить, что кратеры на поверхности Цереры представляют собой не идеально ровные "выемки", как их аналоги на астероиде Веста, который Dawn изучал в прошлом, а неправильные структуры с крайне неровными краями.

Это может свидетельствовать о том, что Церера сложена из гораздо более разнообразных пород, чем Веста, и что она обладает неким подобием геологической активности в ее недрах. По словам ученых, это делает Цереру больше похожей на Рею, спутник Сатурна, чем на остальные астероиды и карликовые планеты.

Фотография пирамиды на Церере (обведена желтым кругом)Новые фотографии кратера Оккатор с загадочными белыми пятнами
НАСА: стенки кратера с белыми пятнами на Церере оказались круче Альп

Еще одним неожиданным открытием Dawn стало то, что спектрометр зонда зафиксировал три мощных пучка электронов, исходивших от поверхности Цереры. Как полагают ученые, они возникли в результате взаимодействия пород на поверхности карликовой планеты и пучков частиц высокой энергии, исходящих от Солнца. Пока ученые не уверены, что это действительно так произошло, и данное наблюдение стало еще одной неразгаданной загадкой Цереры.

В начале октября НАСА планирует перевести Dawn на новую орбиту, которая будет расположена на высоте всего в 375 километров от поверхности Цереры. Как надеются ученые, новые снимки высокого разрешения на этот раз позволят понять, что представляют собой белые пятна и как возникла гора-пирамида, природа которых пока остается загадкой. По текущим планам НАСА, Dawn проработает у Цереры как минимум до середины 2016 года.

Американский зонд Dawn, запущенный НАСА в конце сентября 2007 года, стал первым космическим аппаратом, который, изучив одно небесное тело — Весту, один из крупнейших астероидов, сошел с ее орбиты спустя год и направился к другому — Церере, самой близкой к Земле карликовой планете.

Dawn успешно достиг своей цели 6 марта текущего года в 16 часов 36 минут по Москве и приступил к изучению поверхности и недр Цереры, что продолжится около 16 месяцев. Он первым "увидел" карликовую планету так близко. Изучение обеих крупнейших протопланет, считают ученые, поможет им определить, каким образом формировались планеты в "молодой" Солнечной системе.