slide

Ученые рассказали об открытиях "Филы" на комете Чурюмова-Герасименко

/
Посадочный модуль "Фила" обнаружил на комете Чурюмова-Герасименко пять неизвестных видов органики, способной быть "кирпичиками" жизни, а также раскрыл необычное строение ядра кометы, оказавшегося заполненным пустотами.

МОСКВА, 30 июл – РИА Новости. Научный коллектив "Розетты" опубликовал в журнале Science серию статей, в которых ученые рассказали об открытиях, совершенных посадочным модулем "Фила" в первые дни после его посадки на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко в ноябре 2014 года.

О первых результатах работы "Филы" руководитель проекта, Жан-Пьер Бибрин (Jean-Pierre Bibring), частично рассказал еще 17 июня, когда посадочный модуль вышел на связь и у ученых появилась надежда, что им удастся продолжить изучение кометы.

Как тогда заявлял Бибрин, "Фила" обнаружил, что недра кометы по большей части состоят не из льда, как ожидали планетологи, а зерен пыли и органики. Комета, по его словам, представляет собой не "грязный ледяной шар", а "замороженный грязевой шар".

Эта неожиданная картина "кометного мира" была расширена в статьях, опубликованных сегодня Бибриным и его коллегами. К примеру, помимо большого количества пыли и органики, модулю "Фила" удалось обнаружить в недрах кометы огромное количество пустот, на которые приходится примерно 75-85% от ее объема.

Что примечательно, эти пустоты распределены по недрам кометы очень равномерно, что не позволяет говорить о том, что она является конгломератом из кусков льда и скоплений пыли, накапливавшихся на ее поверхности во время формирования Солнечной системы.

Другой неожиданной чертой геологического строения 67Р стало то, что на ее поверхности почти нет обнаженных залежей льда – снимки с камеры CIVA показывают, что она покрыта метровыми "булыжниками" из спекшейся пыли и органики, слепленных из очень крупных гранул. Пока среди научной команды ЕКА нет общего мнения о том, что соединяет эти зерна пыли.

Фотография кометы Чурюмова-Герасименко, сделанная космическим аппаратом Розетта (Rosetta). 11 ноября 2014
ЕКА: комета Чурюмова-Герасименко оказалась "слеплена" из пыли

Поиски ответа на этот вопрос затрудняет то, что 20-сантиметровый слой пыли на поверхности кометы Чурюмова-Герасименко не является "мертвым" – его постоянно перемешивают микроастероиды и прочие объекты, вроде "Филы", падающие на поверхность небесного тела.

Не обошлось и без относительных и полных неудач. К примеру, из-за "прыжков" и приземления на бок, "Фила" так и не смог забрать пробы грунта при помощи бура SD2 и проанализировать их химический состав. Но при этом заборные устройства лендера были забиты пылью во время одного из этих "пируэтов", что решило эту проблему.

Анализ этой пыли при помощи прибора COSAC показал, что поверхность кометы очень богата органикой, в том числе и веществами, которые раньше не обнаруживались на других кометах – метилизоцианат, ацетон, пропальдегид, ацетамид и гликольальдегид. Достаточно неожиданным образом другому химическому инструменту "Филы" Ptolemy не удалось найти на поверхности кометы соединений серы, которые "Розетта" учуяла с орбиты.

Первые четыре вещества, как подчеркивают ученые, могут служить "кирпичиками" для образования аминокислот, основы белков и нуклеотидов, "букв" ДНК, а последнее – базой для появления примитивных сахаров. Все это означает, что ранняя Солнечная система содержала в себе все необходимые компоненты для зарождения жизни. Кроме того, планетологи подозревают, опираясь на данные с Ptolemy, что на поверхности 67Р могут присутствовать примитивные полимеры, что опять же увеличивает вероятность того, что кометы были "поставщиками органики" для Земли.

Ядро кометы Чурюмова-Герасименко, архивное фото
Комета Чурюмова-Герасименко пахнет смесью тухлых яиц и формальдегида

Более негативная ситуация сложилась с радаром CONSERT, при помощи которого ученые планировали найти ответ на один из главных вопросов кометы: почему она похожа по форме на гантель или утенка для ванной. Используя этот прибор и радар на борту "Розетты", Бибрин и его коллеги планировали "просветить" обе половинки гантели и понять, что их соединяет, однако этого не получилось сделать из-за разряда батарей "Филы".

Эта загадка кометы, как отмечает Штефан Уламек, главный менеджер миссии, еще может быть решена. По его словам, команда "Филы" пока не теряет надежды восстановить связь с аппаратом, и на это у ученых есть около 2-3 месяцев, пока комета находится в ближней к Солнцу части своей орбиты.

• Кто-то в "снежки" из навоза играет?!)))
    31.07.2015
  • Ну вот и ещё одно подтверждение правильности моих гипотез. Короткопериодические кометы родились в момент планетарной катастрофы 3322 г. до н.э. Сатурн, сбросив оболочку изверг их из своих недр. WWW.moon-birthday.ru
    31.07.2015
  • Никакая эта не комета, а типичный астероид! А то, что он ещё испускают какие то газы из своих многочисленных трещин, говорит об относительно недавнем, по космическим меркам, взрывном распаде более крупного, геологически активного космического тела!
    31.07.2015