Геологи обещают предсказать, когда взорвется супервулкан в Йеллоустоне - РИА Новости, 02.07.2015

Геологи обещают предсказать, когда взорвется супервулкан в Йеллоустоне

© Фото : “Windows into the Earth,” Robert B. Smith and Lee J. SiegelБольшой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулкана
Большой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулкана
Геологи из университета Аризоны заявили, что в ближайшем будущем они смогут достаточно точно и заблаговременно предсказать, когда произойдет очередное извержение и взрыв Йеллоустонского супервулкана, потенциально способного вызвать очередное массовое вымирание на Земле.

МОСКВА, 2 июл – РИА Новости. Геологи из университета Аризоны заявили, что в ближайшем будущем они смогут достаточно точно и заблаговременно предсказать, когда произойдет очередное извержение и взрыв Йеллоустонского супервулкана, потенциально способного вызвать очередное массовое вымирание на Земле, говорится в статье, опубликованной в журнале Geology.

"Полученные нами результаты показывают, что извержение супервулкана началось в последний раз через 10 месяцев после того, как новые потоки лавы проникли в его магматическую камеру и расплавили содержащиеся в ней породы, закончив тем самым 220 тысячелетнюю спячку Йеллоустона. Если камера прогреется сегодня аналогичным образом, то, скорее всего, произойдет новое извержение в схожие сроки", — заявила Кристи Тилл (Christy Till) из университета Аризоны в Тусоне (США).

Тилл и ее коллеги нашли несколько геологических индикаторов того, что взрыв супервуклана в Йеллоустонском национальном парке можно предсказать даже за 10 лет до его пробуждения и начала нового мощнейшего извержения, изучая породы, извлеченные с разных глубин из его жерла.

Используя особые ионные масс-спектрометры, геологи смогли определить ту скорость, с которой породы магматической камеры – "хранилища" лавы – плавились при появлении новой порции жидкой магмы, поднимавшейся к Йеллоустонскому супервулкану из недр Земли.

Как оказалось, предыдущее небольшое извержение Йеллоустона, которое произошло 70 тысяч лет назад, началось примерно через 10 месяцев после того, как новые потоки расплавленных пород появились внутри супервулкана. Следующее извержение, как показывает состояние пород в недрах Йеллоустона и расчеты Тилл и ее коллег, должно произойти схожим образом.

Это, как считают авторы статьи, позволит предсказать наступление катастрофы и даст время на эвакуацию населения и принятие экстренных мер по защите цивилизации от последствий извержения, которое, несмотря на небольшие для Йеллоустона масштабы, будет не уступать в силе мощнейшим вулканическим катаклизмам 20 века и может потенциально стать крупнейшей катастрофой текущего столетия.

Дальнейшее изучение пород и следов более ранних извержений показало, что часть таких событий можно предсказать даже за 10 лет до взрыва супервулкана. Это, как отмечают ученые, даст нам еще больше шансов на адекватную подготовку к катастрофе.

Большой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулкана
Геологи нашли "двойное дно" у Йеллоустонского супервулкана

Йеллоустонский супервулкан находится на территории одноименного национального парка в штате Вайоминг. Это геологическое образование — кальдера, "воронка" от взорвавшегося в древности вулкана — имеет размеры 55 километров на 72. В середине 20 века ученые установили, что на глубине около 8 километров под кальдерой находится камера, заполненная магмой, и она является древним вулканом.

Он извергался около 2 миллионов лет назад, затем 1,2 миллиона лет назад и 600 тысяч лет назад. В результате этого последнего извержения в атмосферу было выброшено около 1 тысячи кубических километров пепла и обломков, при том, что самые катастрофичные исторические извержения выбросили всего лишь 50 кубических километров (Тамбора, 1815 год) и 10 кубокилометров (Кракатау, 1883 год).

В случае, если Йеллоустонский вулкан начнет извергаться, последствия могут стать катастрофическими. Помимо непосредственного ущерба от извержения, например выпадения пепла на огромной территории, в результате извержения большие объемы пепла попадут в стратосферу, и на планете может наступить настоящая "вулканическая зима" — даже значительно более слабое извержение вулкана Пинатубо в 1991 году вызвало заметное похолодание.

Вид с воздуха на кальдеру вулкана ТамбораВулкан Кракатау, Индонезия