slide

Медики успешно испытали прототип "прививки" от ВИЧ на мышах

/
Вирусологи следали большой шаг к созданию "прививки" от ВИЧ, успешно научив организм мышей производить антитела, способные нейтрализовать большое количество различных штаммов вируса иммунодефицита.

МОСКВА, 18 июн – РИА Новости. Международный коллектив медиков заявил об успешном формировании иммунной реакции к нескольким штаммам ВИЧ у мышей, чью иммунную систему они научили распознавать его частицы при помощи "коктейля" из особых белков, похожих по структуре на части оболочки вируса, говорится в статьях, опубликованных в журналах Cell и Science.

Вирус иммунодефицита проникает в клетки человека при помощи набора из нескольких белков на поверхности его оболочки. Их структура и устройство защищающего их "щита" из углеводородов меняется с каждым новым поколением ВИЧ, что вынуждает иммунную систему вырабатывать новый набор антител. В подавляющем числе случаев вирус становится победителем в этой "гонке вооружений", и эта же особенность мешает ученым создать вакцину или прививку от ВИЧ.

Три группы ученых нашли способ противодействия неуловимому вирусу, научив организм животного вырабатывать антитела, способные нейтрализовать большое количество самых разных вариантов частиц ВИЧ.

Как объясняют иммунологи, через 3-4 года после заражения ВИЧ иммунная система человека часто начинает синтезировать так называемые антитела широкого профиля действия (bnAbs), способные нейтрализовать сразу несколько разновидностей вируса. Это мало в чем помогает организму,  так как вирус к этому времени уже успеет глубоко проникнуть во все ткани тела и перейти в хроническую стадию.

Дэннис Бертон (Dennis Burton) из Исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США) и ряд других вирусологов "разобрали" процесс производства подобных антител в клетках иммунной системы на мелкие детали и попытались перенести часть из них в организм мыши, тем самым пытаясь нащупать путь к созданию вакцины, которая вызывала бы аналогичный эффект.

Используя три различных методики, ученым удалось воспроизвести процесс роста клеток, вырабатывающих подобные антитела, и сформулировать стратегию создания прививки от ВИЧ, которая заставит организм производить bnAbs'ы самостоятельно, без модификаций ДНК и прочих вмешательств в жизнь иммунных клеток.

По словам ученых, прививка от ВИЧ будет эффективной только в том случае, если она будет основана не на одном компоненте, имитирующем структуру оболочки вируса, а будет состоять из нескольких подобных частиц. Две подобных молекулы уже были созданы авторами статьи, одна из которых, eOD-GT8 60mer, успешно заставила иммунные клетки мыши производить "заготовки" bnAbs'ов.

Эти стратегии Бертон и его коллеги уже успели частично воплотить в практику, научив иммунную систему мышей, кроликов и некоторых видов обезьян распознавать и уничтожать несколько самых скрытных версий ВИЧ. В ближайшее время ученые попробуют разные комбинации иммуногенов, пытаясь подобрать оптимальную "формулу" будущей прививки.