Звездная пыль на дне океанов рассказала о пропавшем золоте Вселенной

Фрагмент земной коры со дна Тихого океана, в котором содержится космическая пыль
Собранные на дне Мирового океана образцы космической пыли показывают, что взрывы далеких от нас звезд производят примерно в 100 раз меньше тяжелых элементов, чем принято считать.

МОСКВА, 23 янв — РИА Новости. Образцы космической пыли, собранные на дне Мирового океана Земли, указывают на то, что взрывы далеких от нас звезд производят примерно в 100 раз меньше золота, урана и других тяжелых элементов, чем предсказывает теория, сообщают израильские астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

После Большого взрыва во Вселенной существовали только три элемента — водород, гелий и следовые количества лития. Однако через 300 миллионов лет, когда появились первые звезды, начали появляться более тяжелые элементы, рожденные в ходе термоядерных реакций в недрах светил. Сегодня ученые считают, что все элементы тяжелее железа, в том числе золото, уран и другие редкоземельные металлы, возникли по большей части в результате взрывов сверхновых, так как температура и давление внутри звезд слишком низки для их быстрого формирования.

Майкл Пол (Michael Paul) из Еврейского университета Иерусалима (Израилсь) и его коллеги пытались раскрыть детали этого процесса, изучая химический и изотопный состав зерен космической пыли, скапливавшихся на дне Тихого океана на протяжении около 25 миллионов лет.

Как отличить ее от частичек обычного земного грунта? Как объясняют ученые, внеземная пыль, возникшая в результате взрывов сверхновых, содержит в себе уникальный "космический" изотоп — плутоний-244.

С одной стороны, он обладает достаточно длинным для радиоактивных веществ периодом полураспада — 80 миллионов лет, — что позволяет использовать его для оценки активности сверхновых и долей тяжелых элементов во Вселенной. С другой стороны, атомов плутония-244 из-за солидного возраста нашей планеты нет в породах Земли, что позволяет легко отличать космическую пыль от ее земного эквивалента в образцах пород, которые сформировались до начала "ядерного века" и загрязнения атмосферы целым рядом радионуклидов.

К большому удивлению ученых, фрагменты частиц сверхновых, извлеченных со дна океана, содержали в себе почти в 100 раз меньше плутония-244, чем они ожидали увидеть. В самых глубоких слоях грунта им не удалось найти даже одного атома этого радионуклида. Аналогично низкие доли должны наблюдаться и для урана и золота, чьи доли в примитивных метеоритах и в межзвездной среде связаны с концентрацией плутония-244.

Как считает Пол, эта гигантская "пропажа" тяжелых элементов говорит о том, что мы серьезно переоцениваем ту роль, которую сверхновые играют в насыщении Вселенной тяжелыми элементами. По его мнению, источником золота, плутония, урана и прочих редкоземельных металлов должны быть столкновения или слияния нейтронных звезд, которые происходят как раз примерно в 100 раз реже, чем взрывы сверхновых.