Материал подготовлен редакцией ИноСМИ специально для раздела РИА Наука>>
Ашвин Шах (Ashvin Shah)
Такое случается со всеми нами: вы проводите весь день, пытаясь не приближаться к коробке с печеньем на работе, но когда вы вечером проходите мимо нее, ваша рука опускается туда и хватает печенье. Через мгновенье вы уже стряхиваете с губ оставшиеся крошки. Или по пути на новую работу вас отвлекают передаваемые по радио новости. Когда они заканчиваются, вы смотрите по сторонам и понимаете, что находитесь рядом со старой работой, и спрашиваете себя, как вы там оказались.
Мы можем лучше понять два этих процесса – целенаправленный (goal-directed) или «сознательный» (conscious), а также привычный (habitual) или «автоматический» (automatic) – за счет понимания того, как их видят нейрологи. Целая серия элегантных экспериментов, проведенных Энтони Дикинсоном (Anthony Dickinson) и его коллегами в начале 1980-х годов в Кембриджском университете в Англии, ясно показывают поведенческое различие между целенаправленными и привычными процессами. Сначала в фазе тренировки проводившегося эксперимента, крысу приучали нажимать на рычаг для получения некоторого количества пищи. Затем, в ходе второй фазы, крыса была посажена в другую клетку без рычага, и ей давали пищу, но делали ей больно, когда она ее поедала. Подобная ситуация заставила крысу «обесценить» пищу, поскольку она стала ассоциировать ее с болью, не устанавливая при этом прямой связи между болезненными ощущениями и нажатием на рычаг. В конечном итоге в ходе тестовой фазы крыса была посажена в первую клетку с рычагом (Для предотвращения добавочного обучения, никакая пища в ходе тестовой фазы не давалась). Те крысы, которые прошли интенсивную фазу обучения, продолжали нажимать на рычаг в тестовой фазе, хотя пища были «обесценена»; их поведение было названом привычным. А те крысы, которые прошли умеренную фазу обучения, не делали этого, и их поведение было названо целенаправленным.
Если просмотреть на Рисунок 1, то целенаправленное поведение объясняется крысой, использующей ясное предсказание последствий или результата, к которому приводит выбранное действие. Если крыса хочет получить пищу, она нажимает на рычаг, потому что она предполагает, что нажатие на рычаг означает получение пищи. Если пища «обесценивается», то крыса не хочет нажимать на рычаг. Привычное поведение объясняется наличием прочной ассоциации между действием и той ситуацией, в рамках которой было произведено это действие. Крыса нажимает на рычаг, когда видит этот рычаг, и делает она это не потому, что ожидает предсказуемого результата.
Более поздняя публикация Дэвида Нила (David Neal) (периода работы в Университете Южной Калифорнии) и его коллег иллюстрирует тот же самый тип поведения среди людей с помощью более приятного сценария: речь идет о поедании попкорна в кинотеатре. Некоторым участникам были розданы недавно приготовленные кукурузные хлопья, тогда как другие получили залежавшийся попкорн. Большая часть участников, получивших свежие хлопья, съели их. Те участники, которые получили несвежие хлопья и которые обычно ели их в кинотеатре, съели их – они действовали привычным для себя образом. А те, которые раньше не ели попкорн в кинотеатрах, съели меньше попкорна – они действовали под целенаправленным контролем.
Тренировка привычных процессов происходит с помощью накопления опыта: если вы часто предпринимаете какое-то действие из похожего состояния (например, поворачиваете налево на пересечении улиц Pleasant Street и Main Street), и результат у этого действия будет хорошим (вы доехали до намеченной цели), то прочность ассоциации между состоянием и действием повысится (см. Рисунок 2). Подобная схема тренировки похожа на закон эффекта (Law of Effect), описанный американском психологом Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike) в начале 1900 годов. Целенаправленные процессы способны сформировать подобный опыт и будут это делать до тех пор, пока привычные процессы не станут достаточно натренированными, однако опыт может быть также сформирован путем случайного опробования различных действий.
Если после произведенного вами действия вы в результате окажитесь в другом состоянии, в котором существует сильная ассоциация с другим действием и из которого вы перейдете в еще одно состояние, в котором существует сильная ассоциация, то в таком случае привычный процесс позволит вам осуществить последовательность действий без особых когнитивных усилий. Таким образом даже сложное поведение – например, выполнение серии поворотов при поездке на работу – может осуществляться под привычным контролем, пока все происходит именно так, как ожидалось. Однако, если вы окажитесь в неожиданном положении – например, в том случае, если ваш обычный маршрут будет закрыт из-за проводящихся строительных работ, – вы можете вернуться к целенаправленному контролю.
Лучшее понимание различия между целенаправленными процессами и привычными процессами предоставляет нам возможность лучшее понять наше собственное поведение. Вы можете подумать об изменении своего поведения с точки зрения целенаправленных процессов и сказать себе: «Я не должен есть печенье, и поэтому я не опущу руку в банку с печеньем». Однако у вас, вероятно, уже имеется сложившаяся ранее привычка выполнения действия, связанного с залезанием в банку с печеньем в тот момент, когда вы во время перерыва на работе в комнате для отдыха видите банку с печеньем. Таким образом, осознавая необходимость дополнительных когнитивных усилий, направленных на подавление привычки, имеет смысл хорошенько отдохнуть и за счет этого получить уверенность в том, что вы в состоянии предпринять действия, направленные на подавление привычки. Или – что еще лучше – вы должны попытаться вообще избежать попадания в комнату для отдыха, чтобы не спровоцировать имеющуюся привычку. Даже небольшого изменения в вашем состоянии может оказаться достаточно: Дэвид Нил и его коллеги показали следующее: если участникам эксперимента давали несвежие кукурузные хлопья не в кинотеатре, то даже обычные любители попкорна не так много его потребляли. Вот еще пример: вы недавно поменяли место работы, и теперь вы должны немного изменить свой ежедневный маршрут. Сформировавшаяся у вас ранее привычка выполнять поворот на определенных перекрестках может повлиять на ваши действия в том случае, если вы отвлечетесь. Может быть, имеет смысл позволить целенаправленным процессам осуществлять контрольные функции и не слушать радио в течение первых нескольких дней на пути к своему новому месту работы.
Таким образом, если вы хотите изменить свое поведение, то вопрос, вероятно, не всегда должен быть «как мне убедить себя?» для того, чтобы действовать определенным образом. Возможно, его следует сформулировать так: «какой именно процесс моего поведения я хочу контролировать?»
Оригинал публикации Should Habits or Goals Direct Your Life? It Depends