Ученые: быть человеку правшой или левшой, решает определенный ген - РИА Новости, 13.09.2013

Ученые: быть человеку правшой или левшой, решает определенный ген

Доминирование одной из рук - это исключительно человеческое свойство, при этом от 75 до 90% всего населения Земли являются правшами. Известно, что склонность пользоваться преимущественно правой или левой рукой определяется генетически, однако до сих пор не удавалось выяснить, какой именно ген участвует в этом процессе.

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости. Ген, который отвечает за праворукость или леворукость человека, нашла группа ученых, опубликовавших свою статью в журнале PLoS Genetics.

Доминирование одной из рук — это исключительно человеческое свойство, при этом от 75 до 90% всего населения Земли являются правшами. Известно, что склонность пользоваться преимущественно правой или левой рукой определяется генетически, однако до сих пор не удавалось выяснить, какой именно ген участвует в этом процессе.

Сильвиа Паракчини (Silvia Paracchini) из британского университета Сент-Эндрюса и ее коллеги изучили навыки владения обеими руками более чем у 3 тысяч людей: их просили перевернуть 10 страниц сначала левой, а затем правой рукой. Ученые отмечали, сколько на это у добровольцев уйдет времени. Каждая рука "тестировалась" пять раз. Затем ученые проанализировали генетическую информацию участников эксперимента.

В результате, они обнаружили, что то, какой рукой человеку пользоваться привычнее, определяется вариациями в гене PCSK6. Ген уже изучался ранее, в основном в опытах на мышах. Тогда исследователи увидели, что его повреждение вызывает у животных левостороннюю асимметрию — необычное расположение органов в теле, при котором у подопытных мышей сердце и желудок были справа, а печень — слева.

Ученые отмечают, что хотя ген, определяющий "доминантную" руку, найден, нельзя забывать и о других причинах. Окружающая среда и культурные факторы также отражаются на развитии у человека праворукости или леворукости. К примеру, родители могут "отучивать" своего ребенка писать левой рукой.