МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Общее собрание Российской академии наук (РАН) — высший орган управления академии — призвал Госдуму рассмотреть поправки к законопроекту о реформе госакадемий, а также вернуть во второе чтение этот документ, который они назвали подрывающим научную конкурентоспособность России.
Академики также отвергли более "экстремистский" вариант постановления: потребовать отзыва законопроекта, чтобы не "разрушить хрупкий мостик взаимопонимания с властями".
Госдума в начале июля приняла во втором чтении законопроект о реформе системы государственных академий наук. В первоначальном варианте этот документ предполагал ликвидацию РАН, а также академий медицинских и сельскохозяйственных наук. Члены РАН, РАМН и РАСХН должны были войти в обновленную РАН, причем члены-корреспонденты автоматически становятся полноправными академиками. Управление имуществом институтов РАН предлагалось передать новому госагентству.
Ко второму чтению в документ были внесены поправки — РАН, РАМН и РАСХН не будут ликвидированы и войдут в состав будущей объединенной академии наук как отдельные юридические лица, звание членов-корреспондентов будет сохранено в течение трех лет.
Не сорвать диалог
"Мы должны наметить траекторию нашего движения вперед", — сказал Фортов, открывая внеочередное общее собрание РАН, посвященное теме реформы академий.
Он напомнил собравшимся, что авторы законопроекта использовали "политику блицкрига", внеся его в сезон отпусков, в момент, когда новый президент академии еще не был утвержден президентом. Однако "атаку" удалось остановить.
После этой встречи ко второму чтению из законопроекта были исключены положения о ликвидации РАН, а третье чтение было отложено на осеннюю сессию.
"Наши враги только этого и ждут"
Фортов призвал академиков к конструктивному диалогу, чтобы не перейти черту, за которой становится невозможен компромисс.
"Переходом черты", Фортов, в частности, назвал требование отзыва законопроекта вообще, а также призывы к отставкам. По его словам, отзыв законопроекта невозможен технически.
"Я уверен, что если мы сейчас допустим ошибку, мы потеряем академию", — сказал он.
Самореформированиме и самонакаание
Академики, вместе с тем, признают необходимость реформы РАН и предлагают уже сейчас, не дожидаясь принятия законопроекта, разработать собственный план реформы на базе тех предложений, что были в программах кандидатов в президенты РАН.
Хохлов, в частности, заявил, что РАН нужно незамедлительно запустить процесс самореформирования и модернизации.
"Разве мы довольны всем, что происходило в академии наук в последние годы?" — спросил он. "Нам нужно незамедлительно начать систематическую работу по модернизации Российской академии наук. Иногда говорят: сначала дождемся закона. Нельзя ждать, так не нужно делать. Нам нужно самим незамедлительно это делать, вектор задать", — добавил Хохлов.
Академик Владимир Захаров предложил создать из числа ученых комиссию "по изучению деятельности президиума академии" в части использования имущества РАН, во главе которой может стать детский врач Леонид Рошаль. Это станет ответом на нападки в адрес академии, считает Захаров.
Однако бывший вице-президент РАН академик Александр Некипелов возразил против предложений расследовать деятельность прежнего руководства академии. "Не надо сегодня бросать камни в тех, кто работал, не очень это красиво. Это недостойно академии", — сказал он, отвечая на обвинения в адрес прежнего президента Юрия Осипова, который, по мнению некоторых академиков, затянул процесс реформирования.
Научный пролетариат
Ситуация вокруг реформы РАН, по мнению академиков, имела и одно положительное следствие: научное сообщество объединилось.
"В академии сформировалась новая реальность. Научное сообщество доказало свою активность, доказало свою готовность принимать участие в делах академии. И конечно, эту здоровую позитивную силу надо всячески поддерживать, и конечно, надо на нее опираться", — сказал академик Валерий Рубаков.
Он предложил увеличить долю научных сотрудников в составе общего собрания до половины участников и вводить их в президиумы отделений. "Я имею в виду не директорский корпус, а представителей "научного пролетариата", — пояснил академик.