Туманности-"бабочки" в центре Галактики "летят" в одну сторону - РИА Новости, 05.09.2013

Туманности-"бабочки" в центре Галактики "летят" в одну сторону

© Фото : ESOБиполярные планетарные туманности
Биполярные планетарные туманности
Дзен
Астрономы из Манчестерского университета исследовали 130 планетарных туманностей в центральном балдже Млечного пути, разделили их на три типа, и изучили характеристики и форму.

МОСКВА, 4 сен — РИА Новости. Более 100 планетарных туманностей-"бабочек" в центральной зоне нашей Галактики оказались ориентированы в одном направлении, несмотря на то, что они никак не связаны между собой, выяснили астрономы, работавшие с телескопом NTT Европейской южной обсерватории и космическим телескопом "Хаббл".

Планетарные туманности возникают на конечной стадии жизни звезд, похожих на Солнце. После стадии красного гиганта звезда сбрасывает внешнюю газовую оболочку, которая расходится вокруг нее, образуя округлую туманность. Одна из разновидностей таких объектов — биполярные планетарные туманности — напоминают очертаниями песочные часы, восьмерку или бабочку.

Астрономы из Манчестерского университета исследовали 130 планетарных туманностей в центральном балдже Млечного пути, разделили их на три типа, и изучили характеристики и форму.

"Туманности, относящиеся к двум из трех выделенных нами типов, как и ожидалось, ориентированы на небе полностью случайным образом. Но мы обнаружили, что туманности третьего типа — биполярные — имеют явную склонность к определенной ориентации. Любая выделенная ориентация космических объектов является неожиданностью, и в особенности необъяснимой она кажется в густонаселенной центральной области нашей Галактики", — говорит соавтор работы Альберт Жильстра (Albert Zijlstra).

Большая ось туманностей-"мотыльков" оказалась ориентирована вдоль плоскости Галактики. "Специфическая ориентация, которую мы наблюдаем у биполярных туманностей, свидетельствует о какой-то очень необычной особенности этих звездных систем в центральном балдже… Чтобы обеспечить такую ориентацию, звездные системы, породившие данные туманности, должны были вращаться в плоскости, перпендикулярной к межзвездным облакам, из которых эти системы образовались, что очень странно", — добавляет второй автор статьи Брайан Рис (Bryan Rees).

Ученые полагают, что ориентация туманностей может быть обусловлена наличием в балдже магнитных полей, которые в прошлом могли быть значительно мощнее, чем сейчас.

Читайте также: какой ключевой элемент жизни был принесен на Землю с Марса, как алкоголь в раннем возрасте влияет на развитие рака груди, почему безденежье ослабляет умственные способности и многое другое — в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.