Британские ученые увидели "голубую волну" умирания организма

Флюоресцентное свечение умирающего круглого червя
Ученые исследовали процессы, сопровождающие смерть круглых червей-нематод Caenorhabditis elegans.

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Британские ученые впервые смогли пронаблюдать предсмертную химическую реакцию в клетках круглого червя, которая выглядит как волна флуоресцентного голубого излучения, проходящая по его телу, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

Дэвид Гемс (David Gems) из Университетского колледжа Лондона и его коллеги из Британии, Бельгии и США исследовали процессы, сопровождающие смерть круглых червей-нематод Caenorhabditis elegans. Ученые отмечают, что процессы гибели отдельных клеток хорошо изучены, но механизмы системного коллапса многоклеточных организмов пока мало исследованы.

Волна голубого флюоресцентного свечения, проходящая по телу круглого червя во время гибели

Ранее было известно, что в клетках кишечника червей-нематод содержится вещество неясной природы, испускающее флюоресцентное излучение голубого цвета. Ученые считали, что это может быть липофусцин — продукт окислительных реакций, который накапливается с возрастом. В пользу этой гипотезы свидетельствовал тот факт, что с возрастом свечение червей становилось ярче. Однако в ходе экспериментов с червями, которые погибали от старости или от травмы, ученые обнаружили, что перед гибелью и молодых, и старых животных происходит сильная вспышка голубого излучения.

"Мы определили химическую реакцию саморазрушения, которая запускает смерть клеток у червей, что мы видим как голубое свечение, проходящее по его телу. Это как будто голубой ангел смерти, который проходит по всему организму, пока жизнь не уйдет из него", — говорит профессор Гемс.

Ученые обнаружили, что если блокировать эту реакцию, связанную с взаимодействием белков кальпаина и катепсина, это может задержать смерть организма от инфекции или других типов стресса, но не от старости.

"Это означает, что смерть от старости, связана с большим числом процессов, идущих параллельно друг другу… Наши результаты заставляют усомниться в теории, согласно которой старение — просто следствие накопления повреждений на молекулярном уровне. Нам следует сосредоточить внимание на биологических событиях, которые происходят во время старения и смерти, чтобы понять, как мы можем остановить эти процессы", — говорит Гемс.

Пока весь мир следил за государственными переворотами в арабских странах, осмысливал уход Уго Чавеса и недоумевал по поводу отречения Папы Римского, ученые продолжали свои исследования. Самые неожиданные и порой неоднозначные научные открытия за последний год, которые вы могли пропустить — в обзоре РИА Новости.