Британские ученые увидели "голубую волну" умирания организма - РИА Новости, 26.07.2013

Британские ученые увидели "голубую волну" умирания организма

© Фото : Gems et al.Флюоресцентное свечение умирающего круглого червя
Флюоресцентное свечение умирающего круглого червя
Ученые исследовали процессы, сопровождающие смерть круглых червей-нематод Caenorhabditis elegans.

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. Британские ученые впервые смогли пронаблюдать предсмертную химическую реакцию в клетках круглого червя, которая выглядит как волна флуоресцентного голубого излучения, проходящая по его телу, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

Дэвид Гемс (David Gems) из Университетского колледжа Лондона и его коллеги из Британии, Бельгии и США исследовали процессы, сопровождающие смерть круглых червей-нематод Caenorhabditis elegans. Ученые отмечают, что процессы гибели отдельных клеток хорошо изучены, но механизмы системного коллапса многоклеточных организмов пока мало исследованы.

Ранее было известно, что в клетках кишечника червей-нематод содержится вещество неясной природы, испускающее флюоресцентное излучение голубого цвета. Ученые считали, что это может быть липофусцин — продукт окислительных реакций, который накапливается с возрастом. В пользу этой гипотезы свидетельствовал тот факт, что с возрастом свечение червей становилось ярче. Однако в ходе экспериментов с червями, которые погибали от старости или от травмы, ученые обнаружили, что перед гибелью и молодых, и старых животных происходит сильная вспышка голубого излучения.

"Мы определили химическую реакцию саморазрушения, которая запускает смерть клеток у червей, что мы видим как голубое свечение, проходящее по его телу. Это как будто голубой ангел смерти, который проходит по всему организму, пока жизнь не уйдет из него", — говорит профессор Гемс.

Ученые обнаружили, что если блокировать эту реакцию, связанную с взаимодействием белков кальпаина и катепсина, это может задержать смерть организма от инфекции или других типов стресса, но не от старости.

"Это означает, что смерть от старости, связана с большим числом процессов, идущих параллельно друг другу… Наши результаты заставляют усомниться в теории, согласно которой старение — просто следствие накопления повреждений на молекулярном уровне. Нам следует сосредоточить внимание на биологических событиях, которые происходят во время старения и смерти, чтобы понять, как мы можем остановить эти процессы", — говорит Гемс.

Пока весь мир следил за государственными переворотами в арабских странах, осмысливал уход Уго Чавеса и недоумевал по поводу отречения Папы Римского, ученые продолжали свои исследования. Самые неожиданные и порой неоднозначные научные открытия за последний год, которые вы могли пропустить — в обзоре РИА Новости.