Русла рек на Марсе появились из-за таяния выпадавшего в горах снега - РИА Новости, 24.07.2013

Русла рек на Марсе появились из-за таяния выпадавшего в горах снега

© Фото : NASAРусла рек на Марсе, возможно, появились в результате таяния снега на склонах гор
Система долин на Марсе была обнаружена еще в 1970-х годах зондом НАСА "Маринер-9". С тех пор ученые не могут сойтись во мнении, создали ли эту систему осадки или она была сформирована выходившими на поверхность подземными водами.

МОСКВА, 24 июл — РИА Новости. Часть "речных" долин и русел ручьев на Марсе могла возникнуть в результате таяния снега, выпадавшего миллиарды лет назад на склонах марсианских гор, а не за счет подземных источников влаги, установили ученые, работа которых опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Марс имеет период вращения и смену сезонов, аналогичные земным, но его климат значительно холоднее и суше
Реки и океаны Марса постоянно подпитывались подземными водами
Система долин на Марсе была обнаружена еще в 1970-х годах зондом НАСА "Маринер-9". С тех пор ученые не могут сойтись во мнении, создали ли эту систему осадки или она была сформирована выходившими на поверхность подземными водами. Исследование Кэтлин Скэнлон (Kathleen Scanlon) и Джеймса Хеда (James Head) из Брауновского университета в Провиденсе (США) и их коллег показало, что в некоторых районах Красной планеты русла ручьев и рек могли быть сформированы потоками, образовавшимися в результате таяния снега, выпадавшего на склонах гор.

Скэнлон изучала поведение воздушных масс на Земле, в районе острова Гавайи. Там влажные тропические ветра с востока встречают на своем пути горы острова. Воздушные массы поднимаются вверх, но преодолеть препятствие не могут, поэтому большая часть дождей выпадает на восточной стороне острова.

Лавовые улитки на поверхности долины Атабаска у экватора Марса
Астрономы нашли возможные следы вулканической активности на Марсе
Ученые предположили, что так могли вести себя воздушные массы и на древнем Марсе 4-3 миллиарда лет назад. Правда, по данным ученых, климат на Красной планете был холоднее и там должен был идти снег. Однако он мог таять, питая ручьи и реки, считают ученые. Кроме того, исследователи не исключают, что иногда на Марсе все же могли идти дожди.

Авторы исследования изучили четыре района в южном полушарии Марса, где на склонах горных хребтов или краев кратеров остались русла древних ручьев и рек. Они рассчитали направление ветров в каждом регионе, основываясь на модели общей циркуляции атмосферы на Марсе. Затем они определили, где именно вероятнее всего выпадал снег. Результаты показали, что, действительно, именно там склоны были больше всего изрезаны руслами ручьев и рек.

Как ученые обнаружили на Красной планете следы океана