"Бумеранг" для Фобоса начнут делать в 2014 году - РИА Новости, 01.03.2020

"Бумеранг" для Фобоса начнут делать в 2014 году

© РИА НовостиАвтоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт". Архив
Автоматическая межпланетная станция Фобос-Грунт. Архив
Научно-исследовательская работа для новой российской миссии к Фобосу будет официально начата в 2014 году, однако многие приборы и оборудование для нее уже создаются в рамках российской лунной программы. Новый проект уже получил предварительное название "Бумеранг".

МОСКВА, 11 июн — РИА Новости. Научно-исследовательская работа для новой российской миссии к Фобосу будет официально начата в 2014 году, однако многие приборы и оборудование для нее уже создаются в рамках российской лунной программы, сказал в интервью РИА Новости директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый.

"Сроки (осуществления миссии) официально пока не назначены, но они будут в программе исследования Луны и Марса (которая будет частью Федеральной космической программы 2025 года). Мы пока хотим открыть НИР (научно-исследовательскую работу) и финансирование для него — возможно, со следующего года. Мы развиваемся, мы на Луне будем использовать много наработок, которые сделаны для Фобоса", — сказал ученый.

Ранее во вторник глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что российская научная миссия "Фобос-Грунт", потерпевшая неудачу в конце 2011 года, может быть повторена в 2022-2025 годах.

Падение межпланетной станции Фобос-Грунт
Падение межпланетной станции "Фобос-Грунт"
Зеленый напомнил, что сразу после аварии "Фобоса" академия наук направила в Роскосмос письмо за подписью тогдашнего главы РАН Юрия Осипова, в котором заявляла, что считает повторение этой миссии совершенно необходимым. Во-первых, сказал ученый, все научные задачи "Фобоса" остаются нерешенными, никакие другие миссии не ставят этих задач. Кроме того, есть большой задел, накоплен громадный опыт.

"И есть традиция в космической промышленности неудачные миссии повторять. Погибали и у американцев миссии на Марс, европейцы потеряли четыре спутника "Кластер", их европейское агентство через 4 года их повторило. Есть такое правило — не "зажевывать" поражение, а преодолевать", — добавил собеседник агентства.

По словам ученого, Роскосмос это принял. "Во всех планах по федеральной космической программе был "Фобос", правда пока без даты. Эту тему курирует Совет по космосу, он однозначно принял решение, что Фобос нужно повторить. Кроме того, идут переговоры о возможном международном участии, к Фобосу есть большой интерес", — сказал ученый.

Человек в космосе: открытия, достижения и ошибки
История освоения космоса
Зеленый отметил, что новая миссия будет дешевле. "Многие вещи мы уже разработали, многие мы разрабатываем. Например, манипулятор мы разработали для "Фобоса", сейчас эта разработка будет использоваться на Луне, а потом снова пойдет на следующий "Фобос", — сказал он.

Стоимость всей миссии "Фобос-Грунт" оценивалась в 5 миллиардов рублей.

Новый проект уже получил предварительное название "Бумеранг", сказал Зеленый.

"Фобос-Грунт" — первая за 15 лет российская межпланетная станция, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса — была запущена в ночь на 9 ноября 2011 года. Маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда упали на Землю в Тихом океане.

Ранее представители РАН в рамках программы планетных исследований разработали планы вновь отправить миссию к спутнику Марса Фобосу. При этом значительная часть приборов, которые стояли на первом "Фобос-Грунте", планируется перенести на зонды, которые будут запускаться в рамках "ЭкзоМарса".

Благодаря участию в "ЭкзоМарсе", Россия может значительно "облегчить" второй "Фобос". На борту "Бумеранга" из 17 приборов исходного "Фобоса" останется только 13. Из списка убраны инструменты, предназначенные для исследования самого Марса.