Ученые назвали народ коми новой ветвью генофонда Северной Европы

Теперь ученые планируют получить и изучить образцы ДНК из других популяций севера европейской части России, провести детальный анализ геномных параметров, связанных с различием генофондов.

МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Специалисты Института молекулярной генетики (ИМГ) Российской академии наук совместно с зарубежными коллегами обнаружили в генофонде народов Северной Европы новую ветвь, представленную популяциями народа коми, результаты этой работы опубликованы в журнале PLoS ONE.

Территория Европейской России до сих пор оставалась "вне поля зрения" генетиков, изучающих генофонды популяций Старого света. "Выполненная работа фактически является первым исследованием, в котором проведен столь масштабный, полногеномный анализ генофондов популяций европейской части России", — сообщила РИА Новости руководитель проекта, заведующая Отделом молекулярных основ генетики человека ИМГ профессор Светлана Лимборская.

По ее словам, главное в результатах работы — обнаружение новой ветви в генофонде севера Европы, которая представлена популяциями коми.

"Положение генофонда коми как новой генетической ветви связано, главным образом, с наличием у них предкового компонента, не описанного ранее в других уже исследованных популяциях — как Европы, так и Азии. Особенно велика его доля у ижемских коми, где он суммарно составляет более 80% проанализированного генофонда", — сказала Лимборская.

"Следующим важным фактом является демонстрация того, что русские популяции центра Восточно-европейской равнины генетически сходны между собой и с популяциями Восточной и Центральной Европы, и в тоже время довольно сильно отличаются от русских европейского севера (Архангельская область). Своеобразие северных русских, по-видимому, связано с вхождением и сохранением в их генофонде значительного числа генетических особенностей, свойственных финно-угорским народам, которые проживали ранее на этих территориях", — добавила она.

Образцы ДНК для исследования были собраны в ходе ряда экспедиций в различные регионы России. Большая часть работы по генотипированию ДНК российских популяций и практически весь анализ баз данных были выполнен в ИМГ, отметила генетик.

"Значительная помощь была оказана эстонскими коллегами во главе с профессором Андресом Мецпалу, возглавляющим отдел Биотехнологии в Институте молекулярной и клеточной биологии Тартуского университета. Они осуществили генотипирование полиморфных маркеров в трех русских популяциях. Вклад остальных коллег заключался в предоставлении данных по генотипам популяций соответствующих стран, необходимых для проведения масштабного сравнительного анализа", — добавила Светлана Лимборская.

Теперь ученые планируют получить и изучить образцы ДНК из других популяций севера европейской части России, провести детальный анализ геномных параметров, связанных с различием генофондов.