Марсоход "Оппортьюнити" в пятый раз "перезимовал" на Марсе - РИА Новости, 10.05.2012

Марсоход "Оппортьюнити" в пятый раз "перезимовал" на Марсе

© NASA / JPL-Caltech/Cornell/ASUЗападный край кратера Индевор на Марсе. Фото с марсохода "Оппортьюнити"
Западный край кратера Индевор на Марсе. Фото с марсохода Оппортьюнити

МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Марсоход "Оппортьюнити", который почти пять месяцев простоял на склоне Грили Хэйвен, успешно пережил свою пятую марсианскую зиму и продолжает научную работу, говорится в сообщении Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.

Марсоход, работающий на Красной планете девятый год, остановился на хорошо освещаемом солнцем склоне в декабре 2011 года. "Припаркованный" марсоход во время вынужденной паузы изучал состав пород на склоне с помощью своих спектрометров, а отслеживание сигналов неподвижного аппарата позволило ученым получить новую информацию о внутреннем строении Марса.

Во вторник, 8 мая, марсоход после 19 недель зимних "каникул" проехал первые 3,67 метра вниз по склону. Команда инженеров, работающая с "Оппортьюнити", продолжает отслеживать уровень энергии, получаемой с солнечных батарей, на которых скопилось большое количество пыли. Если ветер не очистит их, в ближайшие несколько недель марсоход не сможет работать на южных склонах.

"Мы направимся на юг как только энергоснабжение будет достаточным для того, чтобы покорить склоны там, куда мы собрались. В районе Кейп Йорк есть отложения, в которых, по нашему мнению, можно найти древние глины", - сказала заместитель научного руководителя миссии в JPL Дайана Блэйни (Diana Blaney).

Марсоходы "Оппортьюнити" и "Спирит" были высажены на Красную планету в январе 2004 года. Рассчитанные на 90 дней работы, "близнецы" весной 2010 года преодолели рекорд продолжительности миссии на поверхности Марса, установленный "Викингом-1", - шесть лет и 116 дней. В конце мая 2011 года НАСА официально объявило о завершении миссии марсохода "Спирит" и о переходе проекта на "одиночный режим" - работу с оставшимся в одиночестве "Оппортьюнити".

В середине 2008 года "Оппортьюнити" отправился к кратеру Индевор, на дорогу до которого ему потребовалось три года. Добравшись до края Индевора в августе 2011 года, марсоход обнаружил породы более древние, чем все, что он изучал ранее. Кроме того, в декабре 2011 года ученые НАСА сообщили, что "Оппортьюнити" нашел на поверхности Марса светлую жилу - минеральную "вену", возможно, сформировавшуюся из гипса, оставленного здесь жидкой водой.

Ученые надеются, что "пожилой" аппарат, лишившийся одного из инструментов и вынужденный ездить с не полностью сложенным манипулятором из-за проблем с "суставами", сможет проработать у Индевора еще несколько лет.

Новый марсоход НАСА, Curiosity ("Любопытство"), должен совершить посадку в кратере Гейла в августе 2012 года. В этом кратере находится конус выноса осадочных пород, вероятно, сформированный потоком воды. Подножие горы в центре кратера содержит соединения серы и глину, которые формируются в присутствии воды. Географическое положение кратера увеличивает вероятность обнаружения следов воды.