slide

Российские астрономы впервые открыли луну возле экзопланеты

Так художник представляет себе планету WASP-12b и «поедающую» ее звезду

МОСКВА, 6 фев - РИА Новости. Астрономы из Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург) подтвердили существование экзопланеты, ранее замеченной космическим телескопом "Кеплер", а также обнаружили признаки присутствия естественного спутника у одной из внесолнечных планет; первые результаты работы российского проекта по поиску экзопланет были опубликованы в номере "Писем в Астрономический журнал".

"Мы провели четыре сеанса наблюдений WASP-12b и получили кривые изменения блеска звезды в моменты прохождения этой планеты по ее диску. На этих кривых были замечены всплески неизвестной природы. Мы полагаем, что это может быть следствием существования у планеты естественного спутника", - сказал РИА Новости один из авторов работы Александр Девяткин, заместитель директора Пулковской обсерватории.

По его словам, такие всплески могут быть связаны с пятнами на диске звезды, однако периодичность их появления свидетельствует в пользу "экзолунной" гипотезы.

Расчеты ученых показывают, что луна, если она существует, имеет гигантские размеры - ее радиус составляет 6,4 радиуса Земли или 0,57 радиуса Юпитера. При этом сама планета лишь в три раза больше своего спутника: радиус WASP-12b составляет 1,74 юпитерианского.

Первая "российская" экзопланета

Первый в России проект наблюдения и поиска экзопланет начал работу в Главной астрономической обсерватории РАН (она же Пулковская обсерватория) в августе 2010 года.

Ученые на первом этапе работали на двух автоматизированных телескопах - астрографе ЗА-320М с диаметром зеркала 32 сантиметра в Пулково, и телескопе МТМ-500М с диаметром зеркала 50 сантиметров на Горной астрономической станции ГАО на горе Шаджатмаз на Северном Кавказе, близ Кисловодска.

С помощью этих инструментов астрономы исследовали экзопланеты так называемым транзитным методом - путем фиксации регулярных колебаний яркости звезд, вызванных прохождением планеты на фоне диска светила. Этот метод не требует очень больших телескопов, достаточно, чтобы инструмент был оснащен высокочувствительной ПЗС-матрицей.

С августа 2010 года по июнь 2011 года астрономы пронаблюдали 31 транзит - прохождение экзопланеты по диску звезды. В частности, ученые исследовали 15 уже известных экзопланет.

Кроме того, ученые провели наблюдения трех объектов из каталога космического телескопа "Кеплер" - KOI-425b, KOI-194b, KOI-256b. В этот каталог входят "подозреваемые", для которых пока не получено стопроцентного подтверждения, что это именно экзопланеты. Сейчас в нем более 1,2 тысячи объектов.

Для объекта KOI-256b ученые получили четыре кривых изменения блеска. "На основе серии из четырех наблюдений кандидата в экзопланеты KOI-256b можно с уверенностью сказать о наличии в этой системе планеты", - говорится в статье.

Кроме того, ученые определили радиус экзопланеты, по их расчетам, он составляет 1,83 радиуса Юпитера. "Таким образом, KOI-256b можно отнести к числу горячих юпитеров экстремально большого размера", - пишут исследователи.

Как правило, исследователи, которые подтверждают существование планет-кандидатов говорят об "открытии" экзопланеты. Однако Девяткин в беседе с РИА Новости предпочел использовать слово "подтверждение".

"В любом случае, ее можно назвать первой экзопланетой, в открытии которой участвовали российские астрономы", - сказал он.

Первая экзолуна

Российские астрономы также исследовали планету WASP-12b, открытую в 2008 году участниками проекта SuperWASP.

Ранее эта экзопланета, расположенная в 1,1-1,4 тысячи световых лет от Земли, прославилась, как самая горячая известная планета. Температура на ее поверхности составляет более 2,5 тысячи градусов Цельсия, что является "планетным" рекордом: такую температуру обычно имеют красные карлики, небольшие звезды. Кроме того, ее атмосфера отличается необычайно высоким содержанием углерода.

Изучение кривой изменения блеска WASP-12b принесло российским астрономам необычный результат: на ней обнаружились регулярные всплески.

"Такие... данные могут говорить о возможной повторяемости во время обращения экзопланеты вокруг звезды одного и того же явления. Такими явлениями могут быть: физическая активность самой звезды, проявляемая периодическим появлением пятен на ней, и изменение площади диска звезды, закрываемой при транзите... либо существованием вращающейся вокруг планеты экзолуны", - говорится в статье.

Хотя пятна на поверхности звезды также могут вызывать подобные изменения блеска, однако наблюдаемые всплески очень похожи друг на друга по длительности, профилю и амплитуде, что свидетельствует в пользу существования экзолуны.

По словам Девяткина, сейчас астрономы из Пулкова активно развивают сотрудничество с другими обсерваториями в проекте поиска экзопланет. В нем сейчас участвуют Специальная астрофизическая обсерватория РАН, где находится самый большой в России шестиметровый телескоп БТА, обсерватория Терскол, обсерватория Уральского федерального университета и ряд других.