Астрономы увидели рекордно длинный гамма-всплеск - РИА Новости, 26.12.2011

Астрономы увидели рекордно длинный гамма-всплеск

© NASAВселенная
Вселенная

МОСКВА, 26 дек -РИА Новости. Астрономы с помощью рентгеновской космической обсерватории "Свифт" (Swift) и российского прибора "Конус" зафиксировали самую продолжительную в истории наблюдений гамма-вспышку, длительность которой превысила два часа, сообщает сайт Роскосмоса.

Гамма-вспышки, или всплески, были открыты в 1969-1973 годах американскими спутникам "Вела", контролирующими проведение ядерных испытаний. Как оказалось, по всему небосводу регулярно происходят кратковременные спорадические вспышки космического гамма-излучения, которые связаны со взрывами сверхновых, слияниями нейтронных звезд и другими астрофизическими процессами.

Аппарат "Свифт" первым зафиксировал гамма-всплеск, получивший индекс GRB111209А. Его источник находился на расстоянии около 7,99 миллиарда световых лет (красное смещение z=0,677). Затем прибор "Конус", установленный на американском спутнике "Винд" (Wind) получил непрерывные данные о гамма-излучении этого всплеска в интервале энергий от 20 килоэлектронвольт до 1,36 мегаэлектронвольт на протяжении всей его рекордной продолжительности - более двух часов.

Участник проекта "Конус", старший научный сотрудник Физико-технического института имени Иоффе Дмитрий Фредерикс пояснил РИА Новости, что гамма-всплески делятся на два типа: короткие и длинные.

"У них разная физическая природа. Есть короткие всплески, которые длятся не более двух секунд. Предполагается, что их природа - слияние компактных объектов, нейтронных звезд, нейтронных звезд и черной дыры, белого карлика и нейтронной звезды", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, есть длинные всплески, которые в большинстве случаев длятся около 20 секунд, но могут продолжаться до сотен секунд.

Длинные всплески связаны со взрывами гиперхновых - взрывами массивных звезд, масса которых составляет сотни солнечных.

"Они схлопываются, и разогретое вещество выстреливается по осям вращения в виде очень тонких и очень быстрых релятивистских джетов - "лучей" материи. Энергия таких событий огромная - 10 в 54-й степени эрг. Это сравнимо с массой Солнца, если ее всю превратить в энергию", - сказал Фредерикс.

По его словам, самые продолжительные гамма-всплески, которые удавалось обнаружить до сих пор, длились не более 2-3 тысяч секунд (30-50 минут). Нынешний всплеск оказался продолжительнее более чем в два раза. Фредерикс считает, что этот рекорд может быть связан как с самим астрофизическим событием, так и с тем, что джетам от гиперновой приходится "пробиваться" сквозь облака газа.

"Скорее всего, это свойство среды, через которую пробивается этот джет ускоренной материи. Может быть, это особенность самой центральной машины всплеска. Может быть, и то, и другое", - сказал собеседник агентства.

По его оценке, суммарная энергия всплеска составила 5,8*10^53 эрг или 10 в 31 степени мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Прибор "Конус", работающий на американском аппарате "Винд" в течение 17 лет, является наследником одноименных приборов, которые ставили на отечественных космических аппаратах "Венера 11-14" в 1979-1983 годах.

Результатом эксперимента "Конус" на аппаратах "Венера" стало открытие нового, очень редкого класса источников повторяющихся, мягких по спектру вспышек, получивших впоследствии название мягких гамма-репитеров. Они принадлежат нашей галактике и, по современным представлениям, являются медленно вращающимися нейтронными звездами, обладающими огромным магнитным полем.

Один такой источник находится в ближайшем спутнике нашей галактики - Большом Магеллановом облаке. Пятого марта 1979 года здесь был зарегистрирован мощный короткий начальный импульс и последующий пульсирующий "хвост" с периодом восемь секунд. На протяжении последующих месяцев было зарегистрировано 16 повторных всплесков.

Следующий гигантский всплеск был зарегистрирован только 27 августа 1998 года аппаратурой "Конус-Винд".

Фредерикс отметил, что "Конус" - единственный аппарат, который меряет энергию вспышек в широком диапазоне, от 10 килоэлектронвольт до 13-15 мегаэлектронвольт.

По его словам, благодаря тому, что спутник "Винд" находится в точке Лагранжа L1, которая находится между Солнцем и Землей, на него не влияют радиационные пояса, и он не затеняется Землей, как "Свифт". Таким образом, "Конус" может получать непрерывные ряды наблюдений.