Астероид Лютеция оказался недоразвитым "зародышем" планеты - РИА Новости, 27.10.2011

Астероид Лютеция оказался недоразвитым "зародышем" планеты

© Фото : ESA 2010 MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/RSSD/INTA/UPM/DASP/IDA]Снимок астероида Лютеция, полученный аппаратом “Розетта” в июле 2010 года
Снимок астероида Лютеция, полученный аппаратом “Розетта” в июле 2010 года

МОСКВА, 27 окт - РИА Новости. Крупный астероид Лютеция, встретившийся с европейским космическим зондом "Розетта" летом 2010 года, оказался остановившимся в развитии "зародышем" планеты, который не смог превратиться в более крупное небесное тело на заре эволюции Солнечной системы, пишут европейские и американские астрономы в нескольких статьях, опубликованных в журнале Science.

Лютеция - космический объект неправильной формы размером 132 на 101 на 76 километров - стал самым большим астероидом, с которым когда-либо сближался космический аппарат. В июле 2010 года ученые провели замеры температуры, плотности и химического состава этого астероида при помощи приборов "Розетты".

Хольгер Сиркс (Holger Sierks) из Института системных исследований Солнца Общества Макса Планка в городе Катленбург-Линдау (Германия) и его коллеги изучили рельеф и историю астероида, проанализировав снимки, полученные при помощи инструмента OSIRIS на борту "Розетты".

Ученые подтвердили, что кратеры и другие формы рельефа на поверхности астероида покрыты толстым слоем пыли, которая по своим свойствам напоминает лунный реголит. Диаметр некоторых кратеров на поверхности Лютеции достигает 20 или даже 55 километров. По своим очертаниям и устройству они схожи с "вмятинами" на поверхности Фобоса, спутника Марса.

Самый большой кратер, Массилия, образовался в результате столкновения Лютеции и другого астероида диаметром восемь километров. По оценкам астрономов, такие столкновения между астероидами происходят крайне редко - один раз за 9 миллиардов лет. Таким образом, Лютеция могла столкнуться с этим телом только во время формирования Солнечной системы, когда подобные коллизии были обычным делом.

Другая группа астрономов под руководством Мартина Петцольда (Martin Patzold) из Кельнского университета (Германия) подтвердила догадки своих коллег, измерив плотность и изучив внутреннюю структуру Лютеции.

Для оценки плотности ученые составили из снимков "Розетты" трехмерную карту астероида. Расчеты подтвердили предварительные оценки, которые были озвучены еще в октябре 2010 года. По уточненным данным, средняя плотность Лютеции не должна быть ниже 3,4 грамм на кубический сантиметр, что примерно в полтора-два раза выше, чем у других астероидов такого типа - углистых хондритов класса CO3 и CV3.

Ученые попытались определить "пористость" астероида, проанализировав спектр солнечного света, отраженного от поверхности Лютеции. Различия в спектре лучей, отраженных от разных участков небесного тела, могут подсказать ученым, распадался ли астероид при столкновении с другими объектами или он составлен из неплотно прилегающих обломков.

Оказалось, что в астероиде отсутствуют крупные поры и трещины, характерные для углистых хондритов. По расчетам ученых, "пористость" Лютеции находится в пределах от 1% до 13%. Астрономы полагают, что это указывает на "доисторическое" происхождение небесного тела, так как ни один современный астероид не достигает такой плотности при схожем химическом составе.

Как предполагают астрономы, рельеф и особенности структуры астероида свидетельствуют о том, что небесное тело может быть планетезималью, которая так и не превратилась в более крупное небесное тело и смогла дожить до завершения активных процессов формирования планет в ранней Солнечной системы.

Зонд "Розетта" отправился в космос более шести лет назад, в марте 2004 года. Его главная задача - исследовать комету Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), до которой он доберется в 2014 году и высадит на ее ядро автоматический посадочный модуль "Фила" (Philae). В июле 2010 года "Розетта" сблизилась на расстояние около 3,2 тысячи километров со 120-километровым астероидом Лютеция, самым большим астероидом, который люди смогли разглядеть с такого близкого расстояния.