Эксперты: спутник "Экспресс-АМ4" сможет работать на нерасчетной орбите - РИА Новости, 19.08.2011

Эксперты: спутник "Экспресс-АМ4" сможет работать на нерасчетной орбите

© РИА Новости / Олег Урусов | Перейти в медиабанкПуск ракеты "Протон-М" с российским спутником "Экспресс АМ-4"
Пуск ракеты Протон-М с российским спутником Экспресс АМ-4

МОСКВА, 19 авг - РИА Новости. Новейший российский спутник связи "Экспресс-АМ4", связь с которым пропала после его запуска в ночь на четверг, может быть использован по назначению, даже если будет обнаружен на нерасчетной орбите, сообщил РИА Новости эксперт в ракетно-космической отрасли.

С космодрома Байконур в четверг стартовала ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс АМ-4". При выведении головного блока на орбиту возникли сбои с передачей телеметрической информации и получением сигнала с "разгонника" и с борта спутника. Отделение космического аппарата от "Бриза-М" должно было состояться в 10.38 мск, однако никакой информации о состоянии и местонахождении спутника до сих пор нет.

"Если "Экспресс-АМ4" обнаружат на нерасчетной орбите и выяснится, что он работоспособен, то его все равно можно будет использовать по целевому назначению с вероятностью почти 100%. Главное сейчас выяснить, работоспособен ли этот спутник или нет. Это ключевой вопрос", - сказал собеседник агентства.

По мнению эксперта, когда происходят какие-то нештатные ситуации в космосе, то по схеме тут же создается аварийная комиссия и первое, что она делает - запрещает выдачу любой информации от всех участников этого процесса.

"Я бы не стал сейчас слушать всяких экспертов, которые говорят, что все знают. Давайте лучше дождемся результатов работы комиссии", - заключил собеседник агентства.

"Если спутник потерян, это значит, что он вообще не заработает. А если он физически стал неработоспособным в результате нештатной ситуации, то его нельзя даже было вывести на рабочую орбиту, чтобы он там выполнял свои задачи. Главное сейчас выяснить, что произошло, можно ли использовать спутник дальше, и если да, то как", - отметил эксперт.

По его мнению, причина случившегося могла быть связана как с возможной нештатной работой самого космического аппарата, так и с возможными проблемами при подготовке к запуску разгонного блока "Бриз-М" разработки Центра имени Хруничева.

Он напомнил про аварию с тремя спутниками "Глонасс-М", упавшими в Тихий океан в декабре 2010 года. Как выяснила комиссия, все ступени и системы ракеты-носителя "Протон" отработали штатно, а спутники были утрачены из-за того, что в разгонный блок ДМ-03 разработки РКК "Энегрия" из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.

"Вы же помните, что их (спутники) перезаправили и это случилось на земле. Это к вопросу о том, могут ли проблемы с наземной подготовкой стать причиной каких-либо космических аварий", - сказал собеседник агентства.