Рейтинг@Mail.ru
Болдуин и Вотрисс: настало время вернуться и заново открыть Россию - РИА Новости, 19.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Болдуин и Вотрисс: настало время вернуться и заново открыть Россию

© РИА НовостиАрт-директор первого международного портфолио ревю Венди Вотрисс
Арт-директор первого международного портфолио ревю Венди Вотрисс
Читать ria.ru в
Дзен
РИА Новости открывает для российских фотографов двери в мировое фотографическое пространство – в Москве пройдет первое международное портфолио ревю. Как помочь таланту не упустить свой шанс в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказали президент-основатель FotoFest International в Хьюстоне Фредерик Болдуин и арт-директор фестиваля Венди Вотрисс.

РИА Новости открывает для российских фотографов двери в мировое фотографическое пространство – в Москве пройдет первое международное портфолио ревю. Как помочь таланту не упустить свой шанс в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказали президент-основатель FotoFest International в Хьюстоне Фредерик Болдуин и арт-директор фестиваля Венди Вотрисс.

- Почему вы, организаторы хьюстонского FotoFest International, выбрали российскую фотографию в качестве основной темы предстоящей биеннале 2012 года?

Вотрисс: У России очень богатая визуальная история фотографии, но лишь немногие знают, чем сейчас занимаются молодые фотографы в России. В 90-е годы и в начале 21 века к России на рынке проявляли огромный интерес, а затем он резко упал. Думаю, молодым художникам сейчас нелегко, несмотря на возможности Интернета и прочее. У них по-прежнему есть финансовые трудности, проблемы с языком, они не выезжают за рубеж, а известные издатели, представители музеев и галеристы не знают, что здесь происходит.

Болдуин: Наверное, это еще и инстинкт. У нас есть чутье… Мы много путешествуем. В прошлом году около 90 000 миль по всему миру. И во время таких путешествий появляется некое чувство - осознание того, что с нами происходит. По образованию мы оба фотографы, а Венди еще журналист и писатель. Так что нам всегда интересно поговорить, у нас чутье на интересных людей. Разговаривая с художниками и другими деятелями культуры, мы узнаем, что происходит в конкретной стране. Кажется, что когда-то культурная жизнь в России бурлила, а теперь все успокоилось. И дело не в отсутствии талантливых людей. Целое поколение прошло незамеченным, о них просто не знали, они остались в тени. Мы считаем, что настало время вернуться и заново открыть Россию.

Вотрисс: Мы выставляли много работ русских фотографов, показывали мастеров периода с 1890-х до 1925 года. Затем мы сделали выставку известного журнала "СССР на стройке" - 40 выпусков в оригинале. Затем были работы из 1980-х - начала 1990-х годов.

Болдуин: Даже "Советская фотография" - наша первая выставка советской фотографии прошла еще в далеком 1990 году.

Вотрисс: Вообще-то, я думаю, что после периода авангарда публика не очень интересовалась советским периодом, скажем, 1940-1950-х годов. Но был большой интерес во время перестройки и гласности. Интерес не угасал 15 лет, и рынок тоже развивался. Затем рынок повернулся к Китаю. В Лондоне сейчас очень мало российского искусства на аукционах, не так много на выставках, и совсем мало представлена фотография. Мы надеемся это исправить. В 2012 году мы планируем подготовить серию выставок, где будут представлены три поколения фотографов. Это период с конца 1950-годов - хрущевское время, когда начинает появляться индивидуальность в редакционной политике, фотожурналистике и в персональной, творческой фотографии. Затем популярный период с 80-90-х до, примерно, 2006 года. И третий – это молодые современные фотографы.

- Как думаете, что-то изменится? С вашей помощью, с помощью других людей?

Вотрисс: Я думаю, да. И наше портфолио, которое пройдет в Москве с 29 августа по 2 сентября в "Гараже" - это первый шаг. Приедут очень влиятельные люди из мира фотографии из Европы, Азии, США, Латинской Америки, Канады. Они приедут посмотреть на российскую фотографию.

- Отбирать фотографии будет специальная комиссия?

Вотрисс: Жюри. В нем профессионалы из России и из-за рубежа. Пять человек. Двое из них - русские. Для московского портфолио мы объявили о предварительном отборе на сайте portfolioreview-russia.org. Участвовать могли фотографы любого возраста из России, Украины и Белоруссии. Мы уже получили тысячи работ. Будет очень трудно выбирать.

- Сколько работ отберет жюри для участия в портфолио ревю?

Болдуин: Думаю, около 200. Мы разработали систему, где каждый ревьюер просматривает где-то 11-12 авторов в день. Иначе работать очень сложно. И мы бесплатно предлагаем принять участие в портфолио ревю российским фотографам. Каждому члену жюри мы оплачиваем перелет в Россию, гостиницу, питание. У нас есть бюджет, но он ограничен. Надеюсь, мы делаем этот проект не в последний раз. Но сейчас мы отбираем, к сожалению, только 200 человек из нескольких тысяч.

Вотрисс: Если бы у нас было достаточно ресурсов, то было бы здорово сделать портфолио из 2000 авторов. Но у нас таких ресурсов нет. Ни Фред, ни я еще не видели фотографии, поэтому сейчас трудно что-то говорить. Но мы слышали от российских коллег, что есть очень много сильных работ.

- Какие тенденции сегодня формируют рынок фотографии в Европе и в США?

Вотрисс: Очень много постановочной концептуальной фотографии, работ на социально значимые темы или очень личные, часто с эротическим подтекстом. Сейчас их стало больше, чем раньше. Отчасти потому, что это постановочная фотография, а не фотожурналистика, когда фотограф выходит на улицу и ищет тему. Поэтому на современном рынке преобладают постановочные кадры, крупные размеры, очень яркие цвета. Черно-белой фотографии немного.

Болдуин: На рынке все происходит несколько по-другому, потому что здесь роль играют деньги. Вот и появляются такие проекты, как Art Basel, Art Basel Miami, Paris Photo. Когда вы идете в галерею, сколько работ вы видите? Вы увидите одну, две или три работы автора, а остальные лежат в шкафу. Галеристов интересует возможность продать. Тенденции, которые они создают, по моему мнению - лишь малая часть того, что в принципе существует, что интересно. Есть много неконцептуальных работ, хороших работ, но очень многие остаются в тени и не доходят до людей, которые пытаются заработать на фотографиях деньги. Рынок нас не интересует. Мы пытаемся найти среди того, что нам присылают, идеи, творчество, энергию, страсть, некую последовательность. Возможно, эта работа потом выйдет на рынок, но не в этом наша цель. Сейчас нас интересует весь спектр. Мы сами через это прошли, ведь мы - фотографы, были внештатными фотокорреспондентами и документалистами. И нам нравится помогать людям, у которых есть энергия, преданность делу, смелость выйти на улицу и начать фотографировать. Это не просто. Это процесс выживания, и очень многие выпадают из него, потому что им либо не хватает упорства, либо таланта, а иногда и того, и другого. Сейчас появляются тысячи фотографов, а все потому, что те, которых не устраивает временная работа, идут в преподаватели. Когда мы только начинали, никаких курсов не было. Фотографы были самоучками. Ты выходил и снимал. И либо делал это, либо нет. А сейчас в каждом штате США энное количество школ, где можно научиться фотографии. То же самое происходит и в Европе. Оттуда выходят тысячи фотографов. И в этой толпе есть несколько действительно хороших фотографов, которые решаются посвятить фотографии всю жизнь. Остальные пробуют, а потом устают, переключаются на другое или сами начинают преподавать. Приходится с этим мириться, но мы не хотим забывать о тех, кому хватает силы духа и таланта серьезно заниматься фотографией, потому что мы знаем: этому миру нужны художники. Мы ищем людей, неважно каких профессий – музыкантов, скульпторов, фотографов, архитекторов. Нам нужны те, кто умеет мыслить нестандартно. В этом наша цель, наш личный интерес. Для этого проводится и российское портфолио. С этой же целью проводилось и парижское в ноябре этого года. Этому было посвящено и пекинское потфолио 2006 года, результатом которого стало проведение масштабной выставки по истории китайской фотографии в рамках XI Международного фестиваля FotoFest в Хьюстоне, главной темой которого стал Китай.

Вотрисс: Мы пытаемся открыть двери, дать людям шанс, а остальное уже зависит от них. Большинству фотографов закрыт путь в Музей современного искусства или Международный центр фотографии в Нью-Йорке или в Музей Стеделек в Амстердаме. Мы пытаемся помочь им. Мы говорим: «Смотрите, вот хорошая работа, дайте ей шанс». И все эти люди приходят посмотреть на фотографов, о которых они не знают. Что будет дальше – никто сказать не может. Но мы можем сделать хотя бы это, потому что помним, как было трудно начинать фотожурналистам в 50-е и 60-е. Пробиться было очень сложно. Каким бы хорошим фотографом ты ни был.

- Каких фотографов вы считаете наиболее талантливыми на сегодняшний день?

Вотрисс: Думаю, это Дуг и Майк Старн, они называют себя Starn Brothers. Они входят в число лучших. Из тех, кто использует фотографию в работе, я бы назвал Альфредо Джаара, чилийского фотографа, который сейчас живет в Нью-Йорке. Художник из Гватемалы Луис Гонсалез Палма. Британский художник Саймон Норфолк – он много работал в Афганистане и Ираке.

Болдуин: Он снимает, и получается очень красивая крупноформатная фотография, а в уголке вы видите нечто зловещее - незаметное, на первый взгляд. Это может быть какой-то старый военный предмет. Норфолк не делает так, чтобы этот предмет бросался в глаза, это очень тонкая работа. Это не выстрел из танка, не обстрел. Это нечто иное, наводящее на размышления, но это очень сильный прием.

Вотрисс: Что касается художников из России, я бы выделила еще и Сергея Браткова.

- Как, по-вашему, для настоящего искусства фотографии является ли препятствием рекламная, так называемая коммерческая фотография?

Болдуин: Нет, я так не думаю.

Вотрисс: Я тоже. На самом деле ею занимаются очень творческие люди. Когда мы говорим о рынке, где тенденции очень отличаются от остальной фотографии, это лишь малая часть. Но очень многие из концептуальных постановочных работ на самом деле используются в рекламе. Творческие люди всегда ищут себе применение.

- То есть даже в рекламе можно найти очень талантливых фотографов?

Вотрисс: Разумеется. Например, Рой Лихтенштейн. Он был великолепным поп-художником. Он искал вдохновение в рекламе. Также поступают сейчас и многие хорошие фотографы. Есть группа очень хороших русских художников АЕС+Ф. Но их работы полностью постановочные: многие свои сюжеты они берут из онлайн-игр, рекламы и воссоздают в самых различных формах. Сейчас они очень популярны и входят в число наиболее известных современных художников. Они выставляются и в Лондоне, и в Нью-Йорке.

- По сути, это новый взгляд на фотографию и искусство как таковое.

Вотрисс: Да. Думаю, в руках человека творческого границы исчезают.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала