Рейтинг@Mail.ru
Концептуальная неделя для цирка, искусства и кино - РИА Новости, 06.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Концептуальная неделя для цирка, искусства и кино

© РИА Новости / Артем ЖитеневПеред началом церемонии награждения лауреатов государственной премии "Инновация"
Перед началом церемонии награждения лауреатов государственной премии Инновация
Читать ria.ru в
Дзен
Концептуальная неделя выдалась. Концепцию развития российского цирка премьер-министр Владимир Путин одобрил, концепцию развития музейного дела - велел подготовить. Концепция российского кинопроката изменилась - доля отечественных фильмов выросла почти до 30%. А авторов концептуальных художественных произведений премировали "Инновацией".

МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Концептуальная неделя выдалась. Концепцию развития российского цирка премьер-министр Владимир Путин одобрил, концепцию развития музейного дела - велел подготовить. Концепция российского кинопроката изменилась - доля отечественных фильмов выросла почти до 30%. А авторов концептуальных художественных произведений премировали "Инновацией".

Наследие Маркса

Местом встречи Путина с музейщиками был избран Саратов, куда по такому случаю прибыли руководители Русского музея и Эрмитажа, а также ГМИИ им Пушкина, Третьяковки и Музеев Кремля. Посулили им много: выделить из бюджета 67 миллиардов рублей до 2018 года, построить везде, где нужно, фондохранилища, скорректировать закон о госзакупках, освободить покупку художественных ценностей от уплаты НДС, разработать механизм страхования музейных ценностей, гастролирующих по выставкам в России и за рубежом, и подготовить целую концепцию развития музейного дела. Ну, и заодно - заставить школьников ходить на выставки, найти в закромах Родины 2 миллиона евро на покупку коллекции Адольфа Маркса для Русского музея и сделать из президентского совета по культуре "живой механизм".

Цирк-2020

На этой же неделе премьер-министр Владимир Путин одобрил концепцию развития российского циркового искусства до 2020 года, которую Росгосцирк и Минкультуры разработали еще в феврале прошлого года. Предполагается, что к 20-му году все российские государственные цирки выйдут на полную самоокупаемость, а их здания и общежития для артистов полностью будут реконструированы. Перспективу отлучения от донорской подпитки из госбюджета цирковые деятели оценивают по-разному. Гендиректор Росгосцирка Александр Калмыков настроен оптимистично. Он уверен, что одобренная концепция - "это лучшее перерождение постсоветского огромного предприятия в современную функциональную систему".

В ходе реформы создадут биржу цирковых программ, с помощью которой будет выстраиваться гастрольный график артистов. Сейчас его расписывают чиновники Росгосцирка, которых часто упрекают в необъективности. Реформа уравняет государственные и частные цирки в правах на получение бюджетных субсидий для создания новых номеров и программ - деньги будут выделяться на конкурсной основе. Это создаст здоровую конкуренцию, стимулирует творчество, и в результате принесет прибыль, считает Калмыков.

А вот директор частного цирка на Цветном бульваре Максим Никулин уверен, что Росгосцирк ни при каких условиях не выйдет к 2020 году на самоокупаемость. "Это нереально, потому что концепция - это не руководство к действию: написано все правильно, только не сказано, кто, за что отвечает и что за это дадут. Цирк - это искусство, а искусство не может быть самоокупаемым, оно нуждается в поддержке государства", - уверен Никулин. Кто прав - покажет время.

На следующей неделе случится еще одно важное для цирковых событие: в Минкультуры подведут итоги конкурса на замещение должности гендиректора Росгосцирка. Александр Калмыков был назначен на этот пост временно - до выборов. Впрочем, не исключено, что он останется у руля компании, но уже как выбранный, а не назначенный руководитель.

Копеечка к копеечке

Прошлогодние заклинания чиновников и продюсеров, похоже, начали работать: к концу марта, то есть к завершению первого квартала календарного 2012 года, доля российского кино в общем бокс-офисе составила почти 30%. Правда, с января она неуклонно снижается. Но все равно разница налицо: в прошлом году на отечественные фильмы пришлось, по разным оценкам, от 12,6% (если считать по прокатному году, стартующему в декабре) до 16% (считая с января по декабрь) от суммарного объема рынка. Лучше всего, как водится, идут комедии. Проклятый критиками "Тот еще Карлосон", замеченные разве что Владимиром Жириновским "Самоубийцы" и никого ни к чему не обязывавшие "Мамы" с "Восемью первыми свиданиями" за март умудрились выйти в прибыль, поставив попутно рекорд: сразу четыре наших картины за один месяц не становились рентабельными со времен СССР. Получается, что от реформы с Фондом кино все же был толк. Хотя "Мамы" и "Карлосон" снимались без государственных денег.

Вдруг - худрук

В столице новое громкое театральное назначение: 4 апреля художественным руководителем Московского драматического театра им. Ермоловой стал Олег Меньшиков. Он сменил на этом посту Владимира Андреева, возглавлявшего театр в общей сложности почти 30 лет. Нового худрука журналистам представил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. Для Меньшикова этот театр - место не чужое, несколько лет в 80-е, при Валерии Фокине, он служил здесь актером. Меньшикова знают, в первую очередь, по кино, но в театре у него тоже есть своя ниша - в 1998 году он создал компанию "Театральное товарищество 814", с которой поставил ряд спектаклей. Как выяснилось, идея с назначением Меньшикова родилась внутри театра - сам Владимир Андреев выразил готовность уступить кресло более молодому и инициативному худруку. Театр им. Ермоловой в последние годы занимал, по большому счету, периферийные позиции, необходимость кадрового и репертуарного обновления давно назрела. Насколько оправданы амбиции Олега Меньшикова, как руководителя крупного репертуарного театра и художественного идеолога, покажет следующий сезон.

Биография Олега Меньшикова >>

Старая "Инновация" на новый лад

Все семь лет, что существует премия в области современного искусства "Инновация", ее упрекают в том, что структура конкурса слишком цеховая - не редкость, когда проекты номинируются кем-то из членов экспертного совета или жюри. Но менее авторитетной премия из-за этого не становится. Да и призовой фонд растет - в этом году он составил три миллиона рублей: половину выделило государство, половину - спонсоры. Таким образом государственная "Инновация" обскакала учрежденную фондом "Арт-Хроника" "Премию Кандинского" с ее 57 тысячами евро (2 миллиона 280 тысяч рублей) призовых. Справедливости ради стоит отметить, что в первом случае речь идет о распределении не облагаемых налогами средств между шестью лауреатами, а во втором их всего трое.

"Инновацию" всегда сравнивают с "Премией Кандинского", и - наоборот: в номинанты к ним попадают одни и те же художники, и даже торжественные церемонии награждения в один год проходили в одном и том же месте - закрытом ныне "Гараже".

Эксперты разводят руками и объясняют это тем, что художников, чьи работы не стыдно представить к премии - мало. Так или иначе, но лауреатом "Инновации" в главной категории - "Произведение визуального искусства" - стал архитектор и художник Александр Бродский с проектом "Цистерна", который был показан в Collector Gallery осенью прошлого года. Двумя годами ранее он стал победителем в аналогичной номинации "Премии Кандинского" - тогда на суд жюри был представлена его инсталляция "Дорога".

Остальные премии распределились следующим образом: в номинации "Кураторский проект" победил Виктор Мизиано со сложносочиненной выставкой "Невозможное сообщество", в "Теории, критике, искусствознание" сильнейшим оказался Андрей Фоменко с монографией "Советский фотоавангард и концепция производственно-утилитарного искусства", лучший "Региональный проект современного искусства" подготовили Ева Горжадек, Стах Шабловски, Ирина Чеснокова, Евгений Уманский - их международный "Анклав" был реализован в Калининграде, премия "Новая генерация" досталась Таус Махачевой, которая громко заявила о себе, сняв видео "Быстрые и неистовые".

У "Инновации" есть еще две почетные премии, лауреатов которых выбирают на внеконкурсной основе. В этом году ими стали скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, способствовавший развитию Московского музея современного искусства, и художники-концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина, часто представляющие Россию на Венецианской биеннале. Они были признаны лучшими в номинациях "За поддержку современного искусства России" и "За творческий вклад в развитие современного искусства" соответственно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала