МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. Центризбирком провел жеребьевку по распределению между политическими партиями бесплатного предвыборного эфира на телевидении и радио. Дебаты будут показывать в прайм-тайм на Первом канале, ТВЦ, "России 1" и "России 24". Эксперты сомневаются, что "словесные дуэли" между представителями партий привлекут внимание большого числа телезрителей и существенно повлияют на ход избирательной кампании.
Выборы депутатов Госдумы пройдут 4 декабря. В них участвуют все семь зарегистрированных в России партий - парламентские "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", а также не представленные в нижней палате "Яблоко", "Правое дело" и "Патриоты России".
Бесплатное эфирное время на общероссийских телеканалах в рамках агитационной кампании на выборах в Госдуму получают политические партии, у которых после выборов 2007 года не появилось долгов перед СМИ. Бесплатное эфирное время делится для партий пополам: одна часть - для дебатов, форматы которых каждое СМИ определяет самостоятельно, вторая часть - для размещения агитационных роликов партий либо прямых выступлений.
Дебаты на Первом канале стартуют 9 ноября. По словам представителя канала, журналиста Артема Шейнина, они будут проходить в утренний и вечерний прайм-тайм, а среди ведущих будут Арина Шарапова и Петр Толстой.
"Надеюсь, что это будет напоминать бокс, если они (партии) будут подготовлены. Если партии не будут подготовлены - это будет не бокс", - сказал Шейнин, отвечая на вопрос о формате дебатов.
Первыми в эфир выйдут партии "Яблоко" и "Правое дело", а также КПРФ и "Справедливая Россия".
15 ноября пройдут дебаты между "Единой Россией" и "Патриотами России", "Справедливой Россией" и ЛДПР. Представители партий "Единая Россия" и КПРФ, а также "Правое дело" и ЛДПР будут дискутировать на Первом канале 16 ноября. Партия "Яблоко" и "Справедливая Россия" сразятся между собой 22 ноября, тогда же встретятся "Правое длое" и "Патриоты России". Дебаты между ЛДПР и "Яблоком", а также КПРФ и "Единой Россией" состоятся 23 ноября. 29-го встретятся "Единая Россия" со "Справедливой Россией", "Правое дело" с "Патриотами России". Партии "Яблоко" и ЛДПР, а также КПРФ и "Патриоты России" сойдутся 30 ноября.
"Поединки" на ВГТРК
Телеканал "Россия 1" будет показывать предвыборные дебаты с 10 ноября в 22.50 мск. Они будут проходить в формате программы "Поединок", ведущим станет известный тележурналист Владимир Соловьев.
"За основу будет взят формат программы Соловьева "Поединок". Все будет проходить в той же студии, но с некоторой корректировкой формата. Во-первых, не будет голосования во время прямого эфира и не будет экспертных оценок", - сказал замгендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев.
По его словам, каждый из участников дебатов сможет прийти на них со своей командой. В студии также будут находиться журналисты, которые смогут задавать свои вопросы. Темы дебатов будут предварительно согласовываться с партиями.
Проводить дебаты будет и телеканал "Россия 24" - в 18.00 мск, с небольшими перерывами для кратких новостей. Вести их будет вести один из четырех ведущих канала.
Ожидается, что 10 ноября на "России 1" пройдут дебаты между партиями "Яблоко" и "Патриоты России", а на "России 24" - между ЛДПР и "Единой Россией".
Дебаты между ЕР и "Правым делом" пройдут на "России 1" 16 ноября, 17 ноября "сразятся" КПРФ и "Яблоко". 23 ноября сойдутся КПРФ и "Справедливая Россия". "Единая Россия" и ЛДПР проведут дебаты 24 ноября. 1 декабря пройдут дебаты между "Патриотами России" и "Правым делом".
На телеканале "Россия 24" 15 ноября "Яблоко" проведет дебаты с КПРФ, 17 ноября будут "бороться" ЛДПР и "Патриоты России", 22 ноября - "Правое дело" и "Единая Россия", 24 ноября - "Правое дело" и "Справедливая Россия", 29 ноября - "Яблоко" и "Справедливая Россия". 1 декабря выступят "Патриоты России" и КПРФ.
Дебаты будут проходить и на трех радиостанциях, входящих в состав ВГТРК - "Радио России", "Маяк" и "Вести FM". На "Радио России" они будут начинаться в 10.24 и длиться 30 минут. В отличие от телеканалов, где на дебаты приглашаются представители лишь двух политических партий, на радиостанции смогут придти представители трех партий.
Эфиры "ТВ центра"
Первые предвыборные дебаты на телеканале "ТВ Центр" пройдут 16 ноября, их участниками будут партии "Яблоко" и "Правое дело". По словам замглавы дирекции общественно-политических программ канала Вячеслава Русинова, дебаты будут начинаться в 19.55 и длиться 32 минуты. Вести их, по предварительным данным, будут Николай Петров, Вера Кузьмина и Алексей Говорухин.
Согласно жеребьевке, 17 ноября в 19.55 на "ТВ Центре" пройдут дебаты между КПРФ и ЛДПР, 23 ноября - между "Единой Россией" и "Справедливой Россией", 24 ноября - между "Яблоком" и "Патриотами России", 30 ноября - между "Справедливой Россией" и КПРФ, 1 декабря - между "Правым делом" и "Единой Россией". Последние дебаты пройдут 2 декабря, их участниками станут ЛДПР и "Патриоты России".
По данным Русинова, среди тем, которые предлагается вынести на дебаты, - вопросы образования, борьбы с коррупцией, межнациональных отношений, повышения обороноспособности страны, качества медобслуживания, а также внешняя политика.
Интерес для избирателя
Глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов считает, что дебаты вызывают у избирателя незначительный интерес, поскольку позиция партий по ключевым вопросам давно известна.
"Дебаты важны тогда, когда позиции партий по каким-то насущным вопросам мало известны избирателям. Например, война в Чечне в 1991 году, как самоопределяются партии по отношению к этому событию. Это происходит в режиме медиаполемики. Сегодня, на мой взгляд, такого рода тем, по которым партии не были бы известны избирателю, нет", - сказал он РИА Новости.
Повлиять на результаты выборов дебаты могут лишь незначительно, считает Ремизов.
"Исключение составляет ЛДПР, которая за счет Жириновского, такого публичного ритора, часто подтягивает свои показатели и удивляет социологов, давая чуть выше рейтинг", - отметил эксперт.
Главной интригой будущих дебатов Ремизов считает участие партии "Единая Россия", которую ожидает много критики со стороны оппонентов.
"Расклад сил в полемике складывается сегодня таким образом, что оппозиция в разных сегментах с разных флангов нападает на "Единую Россию". Учитывая, что "Единая Россия" представлена не первыми лицами, что действительно привлекло бы серьезное внимание к такому сериалу, а представлена традиционной дебат-командой, мне не кажется, что эта интрига по-настоящему заинтересует телезрителя", - сказал он.
Политолог Валерий Хомяков тоже считает, что "смотрибельность" дебатов будет низкой. По его мнению, для телезрителя важно не столько то, что говорит представитель партии, сколько то, как он это делает.
"Главное не то, как будут вести дебаты, какие программы будут излагаться, а важно, кто это будет делать. У "Единой России", КПРФ, ЛДПР, понятное дело, есть ньюсмейкеры, спикеры, которые в состоянии выступать по очень многим проблемам. У "Справедливой России" в меньшей степени такая обеспеченность. Я уж не говорю о партиях, которые находятся вне парламента, там есть проблема", - сказал РИА Новости Хомяков.
По словам эксперта, интерес телезрителя может вызвать не монотонное изложение позиции, а ожесточенные споры.
"Это, безусловно, могло бы повысить явку, что очень важно для легитимации наших выборов. Особой интриги нет в ходе думской кампании, поэтому избиратели пока с неохотой пойдут на избирательные участки. Дебаты могли бы эту интригу создать", - сказал Хомяков.
Цена агитации
Период предвыборной агитации начнется 5 ноября и завершится в 00.00 (по местному времени) 3 декабря. Помимо бесплатного эфира партии смогут осуществлять агитацию на телеканалах за деньги из своих избирательных фондов.
Согласно ранее опубликованным телеканалами данным, самый дорогой эфир для размещения предвыборного агитационного материала оказался у "России 1". Видеоролик на канале в прайм-тайм выходного дня на последней неделе перед выборами в Госдуму обойдется почти в 1,426 миллиона рублей. В будни прайм-тайм стоит от 1,211 миллиона до 1,242 миллиона рублей. Самый "доступные" расценки у канала ТВ3 - 14,6 тысячи за будничное утро.
Размещение предвыборного агитационного материала (видеоролика) продолжительностью 30 секунд на Первом канале в будничный прайм-тайм (20.00-23.00) обойдется в 1,34-1,38 миллиона рублей. Разница зависит от недели, на которой размещен ролик - с 5 ноября по 2 декабря.
Самой дорогой неделей, как правило, является предпоследняя перед выборами - в этом году 19-25 ноября, самые дорогие выходные - на последней перед ними неделе (с 26 ноября по 2 декабря). Неудобное, а соответственно, самое дешевое время - утренние часы (05.00-08.00) как в будни, так и в выходные дни.
Например, размещение видеоролика хронометражем от 15 до 60 секунд на телеканале "ТВ Центр" с 08.00 до 16.00 в будни будет стоить 150 тысяч рублей, с 16.00 до 20.00 - 180 тысяч рублей, в период с 20.00 по 24.00 - 300 тысяч рублей. В выходные дни размещение ролика с 08.00 до 24.00 обойдется в 350 тысяч рублей.