НОВЫЙ БЫТ, Чеховский район, 19 ноя – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Судя по тому, что корреспондент РИА Новости увидел в поселке Новый Быт, где расположен испытательный центр, реанимировать лежащее на боку предприятие сможет лишь гений менеджмента.
Осколок Советской империи
ОАО "ФИИЦ М" – это некогда процветающее, а ныне развалившееся оборонное предприятие в депрессивном поселке Новый Быт Чеховского района Подмосковья.
Раньше это был Научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ), и в советское время здесь работало около 500 человек. НАТИ специализировался на испытании сельскохозяйственной и военной техники. В 90-е годы НАТИ преобразовали сначала во ФГУП, затем в ОАО. В 2009 году ФИИЦМ включили в состав госкорпорации "Ростехнология", в 2010 году перевели в автомобильный холдинг "РТ-авто", входящий в "Ростех". Сергей Чемезов, президент "Ростеха", некогда конфликтовавший с Сердюковым из-за закупок Минобороны иностранной военной техники, назвал институт "внучкой" своей корпорации.
Руководство ФИИЦМ сидит в шестиэтажном типичном советском административном здании, вход в которое никем не охраняется. Впрочем, сотрудники института занимают только второй этаж.
На третьем этаже разместились арендаторы – фирма "Интерагро", собирающая китайские тракторы. На четвертом дверь оказалась закрытой, оттуда слышались звуки льющейся воды и голоса. На вопрос корреспондента РИА Новости из-за двери ответили, что тут живут люди, не имеющие отношения к ФИИЦМ, и журналисту здесь делать нечего.
Пятый и шестой этажи вовсе не подавали признаков жизни, а двери туда были наглухо заперты.
Первый этаж управления института отдан все тем же производителям китайских тракторов. Пожилой мужчина в синей спецовке, Павел Федорович, рассказал корреспонденту РИА Новости, что здесь собирают малые тракторы для сельского хозяйства. Все комплектующие привозят из Китая, и только колесные пары – наши, отечественные, производства Челябинского тракторного. Цены божеские: 12-сильные тракторы уходят за 150 тысяч рублей, машины в 25 лошадиных сил – за 270.
Дверь на второй этаж украшена только табличкой "Господа!!! Закрывайте, пожалуйста, за собой двери". В 9 часов утра дверь все еще была закрыта. Экс-министр на работу не спешил.
Окружающий пейзаж тосклив: гаражи, промышленные боксы. Большинство из них сданы арендаторам под склады, автосервисы, сборку китайских и японских тракторов. Чуть поодаль – жилые трех- и четырехэтажки. Когда-то Новый Быт был процветающим поселком, а институт – градообразующим предприятием. Сейчас оставшиеся выживают, как могут.
На работу – на двух машинах
После девяти в институте начинают собираться сотрудники, их всего около 30 человек. На этаже – замызганные стены и обшарпанная мебель, канализация испорчена.
По словам сотрудников, Анатолий Сердюков приезжает в институт на двух черных тонированных машинах – "Мерседесе" S-класса с мигалкой, а также "Ауди" А8, на которой ездят два его охранника. Правда, появляется пока редко.
По его словам, за две недели, что прошли после назначения, Сердюков появлялся в институте пару раз. В частности, состоялась его встреча с коллективом, кроме того, Сердюков сделал кадровые назначения – самого Годжаева назначили заместителем директора, главным инженером института остался Сергей Гончаренко, решается вопрос с бывшим исполнительным директором Андреем Михайловым. Кроме того, Сердюков привез двоих помощников из Москвы.
По стопам Березовского
Накануне, в понедельник вечером, Анатолий Сердюков с помощниками осмотрел так называемый Дальний полигон, самый большой из нескольких полигонов, принадлежащих институту. Его площадь – 85 Га. В советское время здесь были огромный бетонный бассейн, в котором техника проходила испытание на герметичность и плавучесть; динамометрическая дорога, а также испытательное "пятно" – горка с тремя подъемами разной степени крутизны и с разным покрытием. Здесь же работали специальные установки для испытаний техники – так называемые горизонтальное и "беличье" (вертикальное) колеса с мощными крепежами и металлическими тягами для испытаний техники.
Сейчас большая часть полигона заброшена. В испытательном бассейне местное население ловит рыбу и купается, а на "пятне" жарят шашлыки. Большая часть полигона сдана под автостоянки для оптовых продавцов автомобилей, а также под промышленные площадки. Другая часть заросла лесом, местные собирают здесь грибы.
Александр Черняев, менеджер одной из фирм-арендаторов, показал мне свои владения. Перед приездом Сердюкова ему позвонил хозяин и велел заделать две ямы на дороге. Экс-министра Александр видел, он показался ему молчаливым и угрюмым человеком. Он задал пару вопросов и уехал. На территорию автостоянки, организованной на части бывшего полигона, охранники Сердюкова просто не пустили.
По воспоминаниям Черняева, развал института начался еще в 90-х. Тогда часть полигона взяли в аренду структуры Бориса Березовского – здесь были организованы стоянки "ВАЗов", по документам якобы отправлявшиеся за рубеж и потом ввезенные обратно в Россию. "Я и сам брал тут "восьмерку" с длинным кузовом цвета "валюта", – вспоминает Черняев. Тогда ему запомнилась охрана с автоматами Калашникова – они ездили по полигону на танках.
Спустя 20 лет Черняев сюда снова вернулся в качестве сотрудника фирмы, торгующей автомобилями. Полигон они превратили в мелкооптовый склад автомобилей. На полигоне проводят соревнования драгрейсеры. Кроме того, была идея аренды полигона под аэродром для небольших частных самолетов, но пока не сложилось. Новый гендиректор, опасаются арендаторы, захочет что-то изменить в нынешней работе института.
А сотрудники надеются на лучшее. "Мы ждем от него только хорошего. Это человек большого опыта и связей", – говорит Захид Годжаев. По его словам, в следующий раз экс-министра обороны ждут на работе в конце недели.