Рейтинг@Mail.ru
Обычная история особенного ребенка. Часть четвертая - РИА Новости, 31.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обычная история особенного ребенка. Часть четвертая

© Фото : из личного архива Марины СлепянМарина Слепян
Марина Слепян
Читать ria.ru в

РИА Новости продолжает публикацию дневников Марины Слепян, мамы мальчика с аутизмом, основателя группы по коррекции аутизма "Суламот". В этой главе она рассказала о сложном выборе между обычным и коррекционным классами, а также о поиске сопровождающего ассистента для сына.

Обычная история особенного ребенка. Часть первая >>

Обычная история особенного ребенка. Часть вторая >>

Обычная история особенного ребенка. Часть третья >>

Казалось бы, второй год в коммуникативном садике должен был пройти совершенно спокойно. Действительно, мы полностью отдались в руки специалистов, которые демонстрировали ощутимые результаты. Прочитав массу литературы по аутизму, мы глубже понимали причины разных видов неприемлемого поведения, а также замечали прогресс в проблемных областях.

Более того, мы научились замечать достижения Томика, радоваться и гордиться им. Мы давно перестали скрывать наш диагноз от окружающих, мы, наконец, приняли его и прекратили попытки "стряхнуть с Тома аутизм". Мы шли навстречу ребенку, а он мчался навстречу к нам. Были и периоды регресса, но расстояние между нами уже не казалось пропастью, a медленно, но уверенно сокращалось. Иными словами - все шло отлично.

Проблема этого года заключалась в другом - он был последним годом перед школой. Это означало, что было необходимо начинать снова менять с таким трудом налаженную систему. Главный вопрос, стоявший перед нами - переводить ли Томика на индувидуальную интеграцию с сопровождением (тьютором) в обычный класс обычной школы или оставить его в системе специального образования, то есть поместить в коррекционный класс (также в рамках обычной школы). Обе модели вызывали у нас серьезное беспокойство.

Конечно, нам бы хотелось как можно быстрее адаптировать ребенка в обычном классе. Но мы очень опасались покидать теплицу, в которой удалось вырастить у Тома такие качества, как уверенность в себе, мотивация, ощущение успеха и достижений. Нам было ясно, что в "нейротипичных джунглях" никто не сможет оградить его от суровой действительности, и эти недавно приобретенные, хрупкие позитивные ростки не выдержат ее напора. Мы понимали, что это главные двигатели его прогресса, и ужасно боялись их потерять.

Нам было ясно, что в коррекционном классе, состоящем из восьми учеников, двух-четырех учителей и помощников, сохранялись привычные тепличные условия. С другой стороны, мы чувствовали, что Том готов к выходу в свет, что первичная база у него есть, и нужно начинать продвигаться вперед.

Как и следовало ожидать, наши с мужем мнения разделились - муж хотел как можно быстрее подвергнуть Томика настоящему испытанию в обычном классе, я же очень боялась потерять уже завоеванные позиции и предпочитала более щадящий вариант коррекционного класса. К сожалению, специалисты в детском саду тоже разошлись во мнениях - половина выражала полную уверенность в том, что Томик справится в обычном классе, другие же напоминали, что было с ним год назад, и боялись регресса.

Hи один довод не казался мне достаточно убедительным. Я продолжала исследовать этот вопрос, уже не только с помощью интернета и книг. Теоретические аспекты были мне более-менее ясны, я стремилась поговорить с людьми, которые прошли тот же путь, что и мы. Начались поиски семей с детьми в первом-втором классе после коммуникационного садика.

Я провела множество телефонных бесед и личных встреч с разными родителями. Было приятно обнаружить, что большинство людей в ситуации, похожей на нашу, с радостью делились своим опытом. Это создавало хорошее ощущение родительского братства. При этом интересно, что каждый разговор на эту тему открывал дополнительные нюансы, о которых мы и не подозревали. У меня голова переполнялась огромным количеством "за" и "против", но решение все не приходило.

Ответственность тяготила, мы понимали, что принятие решения лежит на нас, но по-прежнему не могли сделать выбор. Избавление пришло внезапно: наша заведующая детским садом, которая была за интеграцию, сказала, что у Тома "пограничное состояние". Это означало, что ему подойдет любой вариант обучения, поэтому нужно сосредоточиться на том, что подходит нам, родителям.

Итак, мы приняли решение идти в обычный класс. Наше смелое решение означало, что мы остаемся без профессиональной поддержки, на которую так привыкли полагаться. Именно сейчас, в такой критический момент, мы будем предоставлены самим себе! Больше того, если в специальном образовании мы получали готовый и опытный педагогический коллектив, то в интеграции создание правильной развивающей и поддерживающей среды полностью ляжет на наши плечи.

На этот раз мы стремились все сделать правильно. Неприятность заключалась в том, что мы понятия не имели, что именно от нас тpебуется. Мы не понимали значение термина "инклюзия с сопровождением".  Мы снова оказались в полной растерянности. Интернет был завален информацией, связанной с интеграцией, но это были советы для продвинутых, мы же не понимали азов.

Кто же такой этот сопровождающий, так называемая "тень", которая незаметно присутствует чтобы поддержать и исчезает, чтобы не мешать?

Из статей и частных консультаций мы узнали, что сопровождающий ассистент - это человек, который не является учителем, но он также и не ученик.  Личность должна быть авторитетной и привлекательной в глазах детей, и при этом вызывать доверие и желание сотрудничать у учителя. Еще ассистент должен найти контакт с Томиком, а также хотелось бы, чтобы он понимал нас, родителей. От него требуется когнитивная поддержка ребенка во время уроков и социальная - на переменках и в свободные часы. Тьютор обязан понимать, какие трудности есть у ребенка, чтобы в момент перегрузок предотвратить вспышки. Он должен уметь смягчать неприемлемое поведение в глазах окружающих и усиливать впечатление от его достижений.

Ему необходимо наладить секретный контакт с учителем, чтобы незаметно обмениваться информацией во время уроков. Сопровождающий должен разбираться  в актуальных играх, темах, интересах учеников, чтобы при необходимости научить Томика и тот мог принимать участие в общей деятельности.

Он должен оградить ребенка от неприятностей, которые возникают из-за его непонимания социальных ситуаций. При этом он не может отдохнуть между уроками, так как именно во время переменок происходит основная социализация.

Я составила список необходимых требований к тьютору. Создавалось ощущение, что не родился еще человек, обладающий таким обширным набором качеств. Но, поразмыслив, мы пришли к выводу, что главное - это мотивация и высокий личностный стандарт, а профессионализм придет благодаря правильному руководству. Вооружившись списком, я энергично принялась за поиски.

Читайте продолжение записок Марины Слепян >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала