Одно из направлений работы в Сибирском отделении РАН — одомашнивание животных. Накануне Всемирного дня животных научный сотрудник лаборатории эволюционный генетики института цитологии Юрий Гербек рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Косачевой, какие новые виды домашних животных могут появиться и как эта работа поможет решить проблему агрессии в человеческом обществе.
- Как сложилось, что именно в СО РАН решили заниматься одомашниванием животных?
Он был специалистом по пушному звероводству. Институт создавался в послевоенное время, когда СССР находился, мягко сказать, в нелегком положении. Тогда руководство страны посчитало, что выгодно разводить пушных зверей в первую очередь с экономической точки зрения. В свою очередь Беляев преследовал научные интересы – хотел изучить одомашнивание как процесс эволюции.
В итоге это и позволило на базе Института цитологии и генетики организовать этот уникальный эксперимент, который стал одним из крупнейших достижений науки в стране.
— Доместикация — процесс одомашнивания диких животных. Человек приручал тех животных, которые могли бы быть для него полезны. Дикая собака нужна была для охоты, парнокопытные и птицы — для мяса и молока, кошки помогали справляться с грызунами.
Всего на Земле существует около 1,3 миллиона видов, и только примерно 50 одомашнены. А все потому, что природу просто так не "укротишь". В естественной среде на то, чтобы приручить животных, ушло около 15 тысяч лет. В научном эксперименте этот процесс можно уместить в несколько десятков лет.
- Зачем сегодня нужно одомашнивать животных? Раньше это делалось из каких-то хозяйственных целей, а теперь для забавы?
— В первую очередь это нужно для научных целей. Сам по себе процесс одомашнивания интересен тем, что он является моделью эволюции.
Одомашнивая животных, мы хотим добиться нескольких целей. ВОЗ утверждает, что каждый год от 0,1 до 1% повышается число насильственных преступлений в мире. Поэтому одна из сторон нашего эксперимента — вопрос уменьшения агрессии. Чтобы понять сам этот процесс, мы отбираем агрессивных животных. И наблюдаем за их повадками.
Сам по себе процесс одомашнивания для забавы не проводился никогда. Эмоциональная сторона важна, но она вторична.
- Можно одомашнить любое животное?
Чтобы подтвердить, что доместикация с лисами – не случайный процесс, Беляев специально провел этот же самый эксперимент на крысе и норке. Особенные сомнения специалисты по пушному звероводству выражали по поводу норки, поскольку это животное с совершенно другим нравом. Но ничего, получилось.
К примеру, если человеку удалось одомашнить лошадь, зебру древнему человеку одомашнить было гораздо сложнее. Как выяснилось, у зебр слишком дикий нрав.
- А может ли пойти обратный процесс, и одомашненное животное станет диким?
— Один из известных специалистов по доместикации Прайс считает, что есть некая точка невозврата, которую прошли собаки. Даже если собака много поколений будет жить на улице, она никогда не станет такой же дикой по отношению к человеку, как, к примеру, волки. Однако есть пример дикой собаки Динго, но неизвестно, настолько же она агрессивна, как волк или нет. Но я все же придерживаюсь точки зрения Прайса.
— Специально агрессию по баллам у животных никто не мерил. Корректнее в данном случае говорить о том, у кого богаче эмоциональное поведение. Несомненно, у собак и лисиц эмоции богаче. Гораздо беднее у наших крыс, хотя у норок эмоциональный фон побогаче, чем у крыс, но победнее, чем у лисиц. Если брать не экспериментальных животных, сравнить собаку с кошкой, кошка менее эмоциональна.
- А вас кусали одомашненные животные?
— Меня лично нет. Но бывало, что другим сотрудникам руки прикусывали, в момент, когда брали кровь для исследования, но такое происходило крайне редко.
- Не вредит ли одомашнивание животным?
— Доместикация, как я уже говорил ранее, это процесс адаптации животного к человеку. Если человек будет держать в клетке возле своего дома дикое животное, понятное дело, что это вызовет стресс у зверя. Если же с человеком будет контактировать животное, которое прошло процесс одомашнивания, фактор стресса будет исключен.
Приведу пример. Известный зарубежный ученый, проводивший эксперименты с карликовыми шимпанзе, в 2004 году посмотрел, как понимают человека одомашненные лисы. Поставил две одинаковые тарелки. Поманил одну из лисиц и показал ей на чашку. Лиса подошла, поняла, что в ней еды нет, отошла к стенке, встала мордой в угол и отказалась работать. Обиделась, как человек.
Однако трудности с документами – это не единственный барьер. Одомашненные животные не предназначены для жизни в городских квартирах.
От лисы пахнет сильнее, чем от собаки. Хотя они такие же дружелюбные. И получается, что на одомашненных животных есть спрос только у иностранцев. У них коттеджи, есть условия поставить во дворе вольер. Хотя есть и исключения. Аспирантка нашей лаборатории держит лисицу в квартире. Лиса выполняет команды, открывает собачьи выставки. У девушки есть еще взрослая овчарка. Ничего, живут.
— Ученые стараются отслеживать судьбы своих бывших подопечных. Но новые хозяева не всегда идут на контакт. Одна наша лисица много лет живет в Санкт-Петербурге. Мы знаем о ней только из публикаций в прессе.
- Каковы перспективы развития эксперимента по доместикации?
— Когда Беляев проводил эксперимент с лисами, говорили, что ничего не выйдет. Но мы все равно смогли понять механизмы одомашнивания. Теперь можно говорить о перспективах раскрыть тайну доместикации, приоткрыть тайну эволюции. Мы сможем понять и наше собственное происхождение.
Сейчас новосибирские ученые пытаются использовать приемы доместикации на соболе. Но экономической пользы от нового животного будет больше, чем научной, нужно детализировать уже имеющиеся исследования.