МОСКВА, 13 окт — РИА Новости. Вывод, сделанный специалистами концерна ПВО "Алмаз-Антей" и Совета безопасности Нидерландов, что малазийский Boeing был сбит ракетой 9М38, а не 9М317, лишний раз доказывает вину украинской стороны в авиакатастрофе, заявил РИА Новости во вторник бывший замкомандующего войсками ПВО Сухопутных войск генерал-лейтенант Александр Лузан.
"Я полностью разделяю точку зрения специалистов "Алмаз-Антея" и СБ Голландии. Здесь важно то, что никто не назвал ракету 9М317, поскольку это последняя модификация "буковской" ракеты, и она за границу помимо отдельных стран дальнего зарубежья никогда не поставлялась. Он стоит на вооружении только ВС РФ порядка последних 15 лет", — сказал Лузан.
Комментируя версию Киева о том, что Россия якобы передавала ополченцам Донецкой народной республики ЗРК "Бук", то, как отметил Лузан, такой комплекс был бы оснащен исключительно ракетами 9М317, что лишний раз подчеркивает, что в авиакатастрофе виновен украинский ЗРК.
"Во-вторых, поскольку подрыв боевой части пришелся на левую часть самолета, то это свидетельствует, что "Бук" стрелял именно с территории, контролируемой Киевом", — отметил Лузан.
Генерал пояснил, что на территории Украины в советское время было три военных округа: Прикарпатский, Одесский и Киевский, в составе которых находились 5 зенитных ракетных бригад с комплексами "Бук" различных модификаций, в том числе "Бук-М1".
Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Погибли 298 человек, 193 из них были гражданами Нидерландов. Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, которых, по мнению Запада, поддерживает Москва. Ополченцы заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. Совет безопасности Нидерландов должен 13 октября представить окончательный доклад о причинах авиакатастрофы. Однако задолго до этого ряд западных СМИ начал публиковать "утечки" из этого документа, утверждая, что вся ответственность возложена на ополченцев и малайзийскую авиакомпанию. Согласно международным нормам, содержание проекта доклада не должно раскрываться до публикации окончательного варианта.
В июне 2015 года российский концерн ПВО "Алмаз-Антей", являющийся производителем систем "Бук", опубликовал доклад экспертов о крушении самолета MH17 на востоке Украины. В его составлении принимали участие специалисты, которые расследовали катастрофу с российским самолетом авиакомпании "Сибирь", сбитым украинскими ПВО над Черным морем в 2001 году. Согласно докладу, при попадании ракеты в Boeing, разбившийся на востоке Украины, поражающие элементы попали в салон — от кабины пилота до хвоста, причем не снаружи, а внутри салона. Также они сообщили, что ракета, сбившая Boeing, не могла быть запущена из района Снежного, о чем сообщала киевская сторона.
Все данные расследования "Алмаз-Антея" были переданы Нидерландам, включая подробную информацию о зенитно-ракетных систем 9M38 и 9М38М1 (технические, полетные и баллистические характеристики, параметры запуска, алгоритмы, управляющие детонатором и характеристики самой боеголовки). В распоряжение нидерландского ведомства также предоставили результаты испытания боеголовки по детонации в контролируемых условиях с целью определения моделей шрапнели и того, какие фрагменты ракеты могли повредить фюзеляж самолета.