120 лет назад, 31 мая 1891 года, во Владивостоке была заложена Транссибирская железная дорога – самое длинное железнодорожное полотно в мире. Протяженность магистрали, которая проходит через 2 части света, 12 областей и 87 городов, составляет 9288,2 км.
Путешествие в историю
Транссибирская магистраль является одной из самых старых железных дорог России. Главный участок Транссиба расстоянием 7,5 тысяч км, проходящий от Челябинска до Владивостока, был построен с 1891 по 1916 годы. В этом году после завершения строительства моста через реку Амур возле города Хабаровска началось прямое пассажирское сообщение между Москвой и Владивостоком. До этого, чтобы проделать тот же путь, использовались участки Китайско-Восточной железной дороги, а путь в одном направлении занимал 16 дней.
Строительство такой длинной железной дороги было поистине важным событием в жизни Российской Империи. Свидетельством тому является тот факт, что на молебне по случаю закладки железной дороги по поручению Александра III присутствовал сам цесаревич Николай Александрович.
Строительство Транссибирской магистрали потребовало огромных средств. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость составляла 350 млн. рублей золотом.
На то, чтобы завершить грандиозное строительство, потребовались не только материальные средства, но и немыслимые человеческие усилия и труд. Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по безлюдной местности, в непроходимой тайге.
Транссибирская магистраль пересекает множество рек и озер, включая Волгу, Иртыш, Обь, Енисей и Амур. Каждый раз рабочим приходилось воздвигать прочные мостовые сооружения. Особо сложным стал участок вокруг озера Байкал, где нужно было взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал.
Практически все работы производились вручную, применялись примитивные орудия труда – топор, пила, лопата, кайло и тачка. Несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500-600 км железнодорожного пути.
Сразу же после начала эксплуатации Транссибирская магистраль выявила свое большое значение для развития экономики страны, способствовала ускорению и росту оборота товаров. Однако пропускная способность дороги оказалась недостаточной, особенно в военные годы. Позднее скорость движения поездов была увеличена, железнодорожное полотно улучшалось и модернизировалось, временные деревянные мосты заменялись на более прочные и надежные.
Железнодорожные рекорды
Некоторые поезда и беспересадочные вагоны, которые ходят по Транссибу, претендуют на звание рекордсменов. Так, до мая 2010 года по Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков – Владивосток. Состав преодолевал 9714 км пути за 174 часа 10 минут. Теперь он следует до станции Уфа, однако беспересадочные вагоны были сохранены. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на данный момент является Киев – Владивосток, преодолевающий расстояние 10259 км за 187 часов 50 минут.
Быстрее всего расстояние между Москвой и Владивостоком преодолевает пассажирский поезд № 1/2 "Россия". Он проходит Транссиб за 146 часов или почти 7 суток. В среднем ежегодно поезд перевозит 200 тысяч человек. Его по праву называют главным поездом страны. История состава связана в первую очередь со строительством Транссибирской магистрали и освоением Сибири и Дальнего Востока.
Первые поезда начали доставлять пассажиров из Москвы во Владивосток в 1903 году, еще до завершения строительства Транссибирской магистрали. Современный поезд "Россия" отправился в свой первый путь 30 сентября 1966 года. Вагоны неоднократно ремонтировались. Менялась и окраска. Изначально она была вишнёвой с большими металлическими буквами, затем красной, малиновой, зелёной, а начиная с 2000 года вагоны поезда "Россия" окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.
Поезда, следующие из Москвы во Владивосток, отправляются с Ярославского вокзала в Москве, где, как и в пункте назначения – Владивостоке – установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали – "0 км" на одной грани и "9298 км" на другой грани.
В плане грузоперевозок Транссибирская магистраль также имеет большой потенциал. Технические возможности Транссиба постоянно увеличиваются. Так, двухпутная линия была полностью электрифицирована в 2002 году. В настоящее время Транссиб дает возможность перевозить до 100 миллионов тонн грузов в год.