Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO, ЮНИДО) в 2016 году отмечает 50-летний юбилей. Об участии России в работе этого подразделения ООН, его востребованности в современных условиях, влиянии выходов государств из организации и перспективах развития заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Геннадий Гатилов рассказал в интервью РИА Новости.
— Геннадий Михайлович, как вы оцениваете работу ЮНИДО? Востребована ли эта организация сейчас так же, как 50 лет назад в момент ее основания?
По данным ЮНИДО, при росте промышленного производства лишь на 1% в год уровень бедности сокращается на 2%. Индустриализация ведет к созданию рабочих мест, стимулирует развитие других секторов экономики, в том числе через внедрение новых технологий. На примере таких стран, как Китай, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, можно увидеть, что рост производства привел к снижению уровня бедности в сравнительно короткие сроки.
— То есть речь идет о развитых или развивающихся странах?
Что интересно, несмотря на структурные преобразования и рост сектора услуг в развитых странах, на эти государства по-прежнему приходится более 60% мирового объема производства промышленной продукции. При том, что там проживает менее 20% населения планеты.
Однако структурные реформы не всегда означают экономический рост и развитие. Как показал мировой опыт, преждевременный отказ некоторых государств от регулирования промышленной политики на национальном уровне, прекращение поддержки производящего сектора экономики и либерализация торговой политики отнюдь не привели к процветанию. Несмотря на утверждения ряда западных экспертов о "саморегулировании рынка", оказалось, что зачастую отказ от господдержки промышленности ведет к экономическому спаду и росту безработицы. Без опоры на сильное производство развитие финансового сектора приводит к созданию экономики "мыльного пузыря", а сектор услуг приобретает теневой характер и уже никак не может стать локомотивом экономического развития. Такие примеры мы в изобилии наблюдали в последние десятилетия в разных регионах мира.
— Что же делает в этом плане ЮНИДО?
— Это же специализированное учреждение ООН, которое занимается продвижением всеохватного устойчивого промышленного развития. В наше время индустриализация, безусловно, должна учитывать экологические и социальные аспекты – и мандат ЮНИДО был соответствующим образом модернизирован в последние годы. К уже ставшим традиционными направлениям деятельности организации по содействию развитию и модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, созданию научных, технологических, промышленных и агропромышленных парков, стимулированию инвестиций и внедрению инноваций в промышленность, поддержке малых и средних предприятий и кластеров, а также экспортных консорциумов, работе в области стандартизации промышленной продукции добавились такие направления, как повышение экологичности предприятий и устойчивая энергетика. Среди новых областей работы ЮНИДО – фармацевтика, биотехнологии, продовольственная безопасность, глобальные производственно-сбытовые цепочки, устойчивая урбанизация. Кроме содействия развитию, организация самостоятельно и в партнерстве с крупными исследовательскими институтами ведет научную работу в этих областях.
— В каких направлениях Россия сотрудничает с ЮНИДО?
— Повестка дня нашего взаимодействия весьма насыщенна и разнообразна. В первую очередь ЮНИДО для нас – это проверенный временем и надежный партнер по оказанию технического содействия развитию наших партнеров в разных регионах мира, прежде всего в СНГ. Идет серьезная работа по восстановлению промышленного потенциала этих государств, в значительной степени утраченного после распада СССР.
К слову, именно Советский Союз стоял у истоков ЮНИДО. И Россия всегда последовательно поддерживала ЮНИДО и ее работу в различных регионах мира. Время показало, что не зря. Получившая всеобщую поддержку ЦУР 9 ("Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций" — ред.) — свидетельство переоценки взглядов мировым сообществом, нового подхода к вопросам развития. Приходит понимание того, что только гуманитарной помощью многие проблемы не решить, необходимы комплексные стратегические усилия в интересах развития. Для этого ЮНИДО разработан и активно внедряется с 2014 года подход, получивший название Программы странового партнерства, когда под эгидой этой организации государства-доноры, международные финансовые институты, потенциальные инвесторы объединяют усилия в интересах форсированного индустриального развития страны-реципиента. Такие программы осуществляются сейчас в Эфиопии, Сенегале и Перу. Рассчитываем в ближайшее время увидеть среди партнерских стран ЮНИДО государства СНГ.
— Как вообще Россия относится к работе с ЮНИДО в СНГ?
— Мы высоко оцениваем результаты сотрудничества с ЮНИДО в странах Содружества. Среди проектов, осуществляемых организацией при российском финансовом содействии, — программы модернизации различных секторов промышленности Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана, а также общерегиональные проекты по развитию промышленной статистики и решению глобальных экологических проблем через повышение ресурсо- и энергоэффективности промышленных предприятий, перевод их на чистые современные технологии. Наши проекты – важный вклад в развитие взаимодействия в промышленной сфере и кооперации в этой области на евразийском пространстве. Считаю это направление весьма перспективным. В настоящее время активно развиваются контакты между ЮНИДО и Евразийской экономической комиссией, в 2015 году принято решение о заключении соглашения о сотрудничестве между двумя структурами.
— То есть организация продолжает набирать партнеров с учетом того, что некоторые страны из нее выходят?
— ЮНИДО – весьма гибкая и динамичная организация. На фоне общей нестабильности и финансового кризиса этому спецучреждению удается постоянно расширять список партнерских организаций и институтов, наращивать объем осуществляемых проектов. Так, в 2015 году размер портфеля реализуемых ЮНИДО проектов превысил полмиллиарда долларов США, уровень добровольных взносов достиг рекордных 205 миллионов долларов. Ее роль была высоко оценена странами БРИКС, организация начала сотрудничать с "группой двадцати".
Весьма интересным представляется взаимодействие по линии БРИКС-ЮНИДО. В организации действует постоянный формат стран "пятерки", который выступает своеобразным генератором идей в области промышленного развития. В частности, на его основе ведется практическая имплементация инициативы по созданию платформы технологических обменов БРИКС. Исходим из того, что в перспективе этим ресурсом смогут воспользоваться и другие страны-члены ЮНИДО.
В этом году ЮНИДО отметит 50-летний юбилей деятельности. За полвека активной работы организации удалось многого добиться. Спецучреждение не останавливается на достигнутом – работа кипит в штаб-квартире ЮНИДО в Вене, ставшей благодаря усилиям организации первым климатически нейтральным комплексом ООН в мире. Желаем ЮНИДО новых успехов, будем продолжать нашу работу с этой организацией.
— Исходя из ваших слов, могу предположить, что Россия выходить из ЮНИДО не собирается, как это сделали США, Великобритания и ряд других стран?
— Решение о членстве в какой бы то ни было международной организации – суверенное право любого государства. Вместе с тем мы не можем не отметить, что выходы из ЮНИДО оказывают негативное влияние на всю систему ООН, подрывают веру в саму идею многостороннего сотрудничества во имя развития. Не можем согласиться с такой линией. Если что-то не нравится в работе организации, давайте вместе работать над тем, чтобы сделать ее лучше, эффективнее. Рассчитываем, что покинувшие ЮНИДО страны изменят свою позицию и вернутся в ее ряды. Что же касается России, то мы всегда были верным сторонником Организации Объединенных Наций и продолжим работать в составе ее учреждений и структур на благо мира и развития.