Гознак, занимающийся производством банкнот, монет и бланков документов, — одно из старейших предприятий России. Кризис повлиял и на его работу: в прошлом году он существенно снизил прибыль, поскольку граждане реже получать загранпаспорта, а Центральный банк сократил эмиссию наличных денег. Как Гознак намерен завоевывать новые рынки, как он борется с фальшивомонетчиками и исчезнут ли в России бумажные полисы ОСАГО, в интервью РИА Новости рассказал глава предприятия Аркадий Трачук. Беседовал Виталий Солдатских.
— Аркадий Владимирович, расскажите о работе Гознака в нынешних непростых условиях в экономике.
— В последние два года, несмотря на сложную геополитическую обстановку, Гознак сохранил свои позиции на мировом рынке производителей защищенной продукции.
В основном мы экспортируем банкнотную бумагу и банкноты. Примерно миллиард двести тысяч экземпляров готовых банкнот и около четырех тысяч тонн банкнотной бумаги.
Кроме того, компания производит на экспорт, но пока в меньших объемах, паспорта и монеты.
Объем экспортных поставок компании в прошлом году составил 4,154 миллиарда рублей. В 2014 году этот показатель составил 4,545 миллиарда рублей.
В 2015 году объем продаж "Гознака" уменьшился по сравнению с 2014 годом на 18,5% до 36 миллиардов рублей. Выручка снизилась из-за заметного уменьшения заказа Банка России на печать и чеканку наличных денег, из-за снижения заказов по бланкам заграничных паспортов — люди заметно стали меньше ездить за границу.
При этом компания получила 6,1 миллиарда рублей чистой прибыли. За 2015 год Гознак перечислил в бюджеты всех уровней 8,5 миллиарда рублей.
— А почему заказ на наличные деньги уменьшился?
— Наличные деньги — это отражение той ситуации, которая существует в экономике. Если экономика не растет, то количество денег не увеличивается. Не растет количество денег в целом, не растет и количество наличных.
— Гознак печатает не только деньги и паспорта, но и, например, бланки страховых полисов. Полис ОСАГО нового образца страховщики будут выдавать с 1 июля, как он будет выглядеть?
— Меняется многое, но это не будет переход на какие-то суперновые технологии. Появятся штрих-код и другие дополнительные защитные признаки. Будет ли применен QR-код — вопрос пока открытый.
— Исправит ли это ситуацию с подделкой полисов ОСАГО?
— Исправит на какое-то время. В полиграфии есть устойчивое правило, что раз в пять-семь лет нужно менять образцы документов. Поскольку поддельщики достаточно быстро адаптируются и через пять лет понимают, как можно достаточно качественно имитировать документ. Мы должны периодически менять образцы и, честно говоря, призывали страховое сообщество сделать это значительно раньше.
— Это потребует дополнительных затрат?
— Безусловно, на замену документа требуются затраты. Естественно, страховщики склонны избегать избыточных расходов, пока они не почувствуют реальную угрозу. Особенность этого рынка состоит в том, что угроза не появляется достаточно долго.
Когда мы смотрим на подделку, мы можем видеть, насколько качественно она сделана. Если, например, та же банкнота скопирована при помощи сканера и принтера — это одна история. Другое дело, когда банкноты подделаны при помощи профессионального оборудования.
Если появились первые документы, которые подделаны на профессиональном оборудовании с хорошей имитацией защиты, то это означает, что через какой-то промежуток времени появятся массовые качественные подделки.
— Тем, кто подделывает, разве сложно немного бланк изменить?
— На самом деле это требует достаточно существенной работы. Ведь со сменой документа происходит разрушение каналов, по которым поддельщики получают нужные материалы, которые они используют.
Поэтому на какой-то промежуток времени замена бланка, безусловно, решение проблемы. Но эффективным это решение будет, если заработает информационная система, о которой уже много-много лет говорят, — полноценная система баз данных полисов ОСАГО.
В совокупности с нормальным уровнем защищенности документа это может решить задачу. В перспективе можно будет отказаться и от бланков. Нужно ли вообще будет переходить на какой-то документ при наличии хорошей информационной системы — пока рано говорить.
— Планируется ли сейчас какие-нибудь новые документы переводить на пластик?
— Пластик это же форм-фактор. Честно говоря, если вы меня спросите, что будет через 10-15 лет, то я даже не уверен, что пластиковая карта как форм-фактор сохранится.
Сегодня к этому есть целый ряд предпосылок. В интервале десяти лет ничего не поменяется, но в долгосрочном интервале, возможно, нужно будет подтверждать банковский платеж отпечатком пальца. Жизнь не стоит на месте — технологии меняются, поэтому какие-то документы будут меняться.
С большой вероятностью будут меняться документы, связанные с записью акта гражданского состояния. Это не значит, что они будут переходить на пластик, просто будут меняться в течение времени. Они достаточно давно выпускаются. Тоже точно так же будут совершенствоваться информационные системы, которые хранят эту информацию.
— Гознак должен был завершить работы, связанные со сменой организационно-правовой формы, к ноябрю 2015 году. Когда Гознак станет акционерным обществом?
— Финальное решение мы ожидаем в ближайшие недели. Проделана огромная подготовительная работа. Приведен в порядок имущественный комплекс, подготовлены проекты необходимых документов, определено то, что не подлежит приватизации, — это объекты гражданской обороны, некоторые объекты социальной сферы.
Все, что от нас зависело, мы сделали. В настоящее время поданы документы для государственной регистрации выпуска акций АО "Гознак", после которой будут совершены юридические процедуры.
— Полгода назад вы говорили, что 100% акций АО "Гознак" останется у государства. Ничего не изменилось?
— Это обязательное условие четко прописано в базовых документах, согласно которым осуществляется организационно-правовая реорганизация компании, — АО "Гознак" стратегическое предприятие и 100% его акций остаются в собственности государства.
— А зачем вообще осуществляется акционирование, что оно изменит в деятельности компании?
— Этот шаг очень много значит для компании. Во-первых, Гознак сможет развиваться не только за счет расширения деятельности на традиционных рынках, но также путем слияний и поглощений. Во-вторых, в совет директоров войдут люди, представляющие государство и заинтересованные в развитии компании.
Гознаку в статусе ФГУП не хватало возможностей быстро принимать решения, согласовывать крупные сделки, получать кредиты и банковские гарантии. А они необходимы для модернизации оборудования и выполнения научно-исследовательских задач.
Например, несколько лет назад мы могли бы предложить одному из наших клиентов решения в области счетно-сортировальных машин, которые производит один из наших стратегических партнеров в Екатеринбурге. Но в силу ограничений, существующих для ФГУПов, сделать этого не смогли.
Таких "точек роста", над которыми мы хотели бы поработать, не так и мало. Мы видим наши дальнейшие шаги уже в статусе АО "Гознак", в том числе реальные возможности выхода на новые рынки.
— Поделитесь планами компании на ближайшее будущее?
— В этом году планируем открыть новое производство банкнотной бумаги на нашей фабрике в Краснокамске. Благодаря этому снизится цена и повысится качество банкнотной бумаги. Это очень важно и для российского, и для международного рынка.
Мы достаточно много экспортируем бумаги. Например, за последние три года падение заказов внутри России мы смогли отчасти компенсировать потери за счет увеличения экспорта почти в два раза.
— Вы только что обнародовали новый логотип компании. Почему вы вообще решили проводить ребрендинг Гознака?
— Уже давно накопилось много претензий к прежнему корпоративному стилю. Нужно серьезно думать над тем, что тебя отражает.
Прежний логотип Гознака соответствовал эпохе своего создания — середине 1990-х годов, и современным представлениям о дизайне он уже не соответствует. При этом мы добились преемственности с логотипом Экспедиции заготовления государственных бумаг конца XIX — начала XX века, правопреемником которой является Гознак.
— Гознак уже давно занимается созданием информационных систем. В этой сфере у вас какие планы?
— Это новое для Гознака направление вида деятельности становится не менее важной, чем компонента полиграфическая. Мы рассчитываем, что в 2016 году выручка от создания и реализации информационных систем будет сопоставима с выручкой от деятельности монетных дворов.
У Гознака есть собственный центр обработки данных, информационные системы некоторых федеральных органов власти уже развернуты на нашем оборудовании и поддерживается нашими специалистами.
Я думаю, что в течение ближайших двух лет из Московской типографии полностью вся полиграфия уйдет. А в течение полугода заработает облачная инфраструктура Гознака, на базе которой будет оказываться целый ряд услуг Федеральному казначейству.
Мы создали систему, которая позволяет Казначейству реализовать любые услуги в облачном режиме. Соответственно, это решает вопросы информационной безопасности для получателей бюджетных средств.