О том, на каких условиях Россия готова вести переговоры о создании свободной экономической зоны от Лиссабона до Владивостока, чем грозит российской экономике заключение ЕС и США соглашения TTIP, как правильно следует считать ущерб от санкций и каким образом ведется работа над проектом "Северный поток-2", а также о том, каковы перспективы обращения в суд украинского правительства по вопросу, связанному с транзитом товаров через РФ, рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Беседовала Ангелина Тимофеева.
— Алексей Евгеньевич, вы заявили на конференции East Forum Berlin, что Россия готова к переговорам о создании безбарьерной зоны между Лиссабоном и Владивостоком. Каковы российские условия?
— Мы готовы к переговорам о создании среды без барьеров, без препон, без административных сложностей для экономического оборота товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Но такие переговоры подразумевают движение к компромиссу, к поиску баланса между интересами участников. И если такие переговоры будут организованы, это значит, что превентивно мы считаем, что мы будем сближать наши точки зрения и искать компромисс в интересах. К таким переговорам Россия, естественно, готова.
— Идея о "большой Европе от Лиссабона до Владивостока" существует в российской повестке с середины двухтысячных, почему в Брюсселе не спешили до 2014 года с конкретными шагами по ее реализации?
— На мой взгляд, возможно, это связано с политической неготовностью Евросоюза к такому ответственному и равноправному диалогу. Поэтому была сделана попытка формально отойти от этой повестки. Возможно, если бы украинский кризис не произошел, был бы придуман другой повод. Должен сказать, что европейский бизнес, и в частности германский, находится в недоумении, почему мы до сих пор не идем к этой безбарьерной среде.
— Насколько угрожает интересам России заключение трансатлантического соглашения TTIP о зоне свободной торговли между США и ЕС, это попытка изолировать Россию?
— Мы не понимаем это как попытку изоляции России. Две крупных экономики, ЕС и США, обоснованно говорят о создании подобного партнерского соглашения. Мы не видим в этом прямой угрозы, но продолжаем внимательно и тщательно следить за переговорами.
— Вы заявили сегодня на конференции, что суммарный ущерб от санкций, в случае их сохранения в течение пяти лет, может составить до триллиона долларов. Эта цифра отличается от официальных прогнозов ЕС.
— Европейцы оперируют цифрами прямых убытков. В реальности они могут быть занижены до 30 процентов. Мультиплицируя это на нынешние производственные цепочки, цифру можно вообще удвоить. Например, Австрия относительно мало экспортирует в РФ, но является контрагентом по огромному количеству контактов между РФ и ФРГ. В результате санкций страдают поставки между Австрией и Германией, но эти потери никто не учитывает, как и потери банков при кредитовании — это, вообще-то, упущенная выгода.
— По решению Москвы и Берлина принято решение о возобновлении встреч стратегической рабочей группы по сотрудничеству в области экономики и финансов. Сформирована ли повестка этого органа?
— Да, принято решение о проведении бизнес-платформы в июне, повестка есть, она носит традиционный характер и состоит из трех частей: общие установочные вопросы, далее — работа по продвижению конкретных проектов в условиях санкций и конкретные отраслевые темы. Например, мы будем обсуждать вопрос о подписании специнвестконтракта с компанией "Клаас".
— Будут ли обсуждаться вопросы энергетического сотрудничества, например по проекту "Северный поток-2"?
— Важнейший проект "Северный поток-2" всегда присутствует в повестке наших встреч, от формата к формату. Мы ведем обсуждение в разных аспектах, начиная от официальных регулятивных разрешений и заканчивая логистическими решениями, стыковкой участков наземной части, вопросами тендеров на поставку труб и оборудования.
— В пятницу Алексей Улюкаев встречается с главой ВТО Азеведо. Планируют ли стороны обсудить заявления украинской стороны о подаче исков за якобы закрытие Россией транзита для украинских товаров?
— Встреча готовится, ее официальный повод очень важен, это открытие новой штаб-квартиры России в ВТО и вручение нам документов о ратификации Россией соглашения об упрощении торговых процедур. Работа над этой ратификацией была сложной, но мы получили активную поддержку со стороны бизнес-сообщества. Что касается заявлений Украины, то мы пока оцениваем обращения Киева по транзиту как бесперспективные. Внесение Украины в список стран, которые ведут санкционную политику в отношении России, было обоснованным, полностью соответствующим действиям украинского руководства.