В конце февраля этого года исполняется 20 лет со дня вступления России в Совет Европы. В предверии этой даты представитель России при Совете Европы Иван Солтановский рассказал в интервью заместителю руководителя редакции международной информации РИА Новости Кристине Луна-Родригес о том, как повлиял на работу с Советом Европы кризис в отношениях России и ПАСЕ, и об исполнении Москвой решения ЕСПЧ по "делу ЮКОСа".
- 28 февраля 1996 года Россия присоединилась к Совету Европы. С какими позитивными и негативными результатами мы подходим к юбилею?
— Формулировка вашего вопроса не может не вызвать встречного вопроса – Россия является членом Совета Европы уже 20 лет, так почему же сейчас возникают сомнения в важности и необходимости продолжения курса на активное участие нашей страны в процессах общеевропейского сотрудничества в рамках Совета Европы?
Совет Европы является прежде всего организацией стандартов и принципов. Именно СЕ закладывает важнейшие общие основы в виде принципов и постулатов для всей Европы, без разделения на страны-члены и не члены Европейского союза. В этом уникальная роль страсбургской площадки. Напомню, что в концепции внешней политики Российской Федерации подчеркнуто, что Совет Европы обеспечивает за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента. В настоящее время Россия присоединилась к 60 из более чем 200 конвенций СЕ. Мне самому довелось недавно подписать, по поручению правительства Российской Федерации, Европейскую конвенцию об отмене легализации документов, составленных дипломатическими агентами или консульскими должностными лицами.
Именно конвенции СЕ создают общие пространства в Европе по широкому кругу направлений деятельности СЕ. Тем самым формируются важнейшие основы для межгосударственного взаимодействия в Европе.
Безусловно, процесс взаимодействия с Советом Европы начался еще до вступления России в эту организацию, так, например, специализированный орган СЕ – Венецианская комиссия принимала участие в процессе подготовки конституции Российской Федерации в 1993 году, Россия присоединилась к ряду конвенций СЕ. Вместе с тем, конечно, вступление в СЕ вывело взаимодействие на качественно новый уровень.
Основу сотрудничества в рамках Совета Европы составляет взаимодействие органов исполнительной власти, и российские министерства и ведомства принимают в ней активное участие.
Вступив 20 лет назад в Совет Европы, Россия присоединилась к организации, осуществляющей сотрудничество по широкому кругу областей, что закреплено, между прочим, в уставе СЕ. Ведь в соответствии с ним, "целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу". Кстати, буквально накануне 20-летия вступления в СЕ 21 февраля отмечается другая знаменательная дата – 25 лет участия России в Европейской культурной конвенции СЕ (Россия продолжает участие СССР в этой конвенции), являющейся основой для деятельности Совета Европы в области культуры, образования, молодежи и спорта.
Среди других направлений, по которым активно развиваются процессы общеевропейского взаимодействие в рамках СЕ, можно выделить, например, социальную проблематику и вопросы здравоохранения, защиту прав человека и правовое сотрудничество, защиту детей, обеспечение равноправия женщин, борьбу с терроризмом и радикализацией, а также с коррупцией, отмыванием денег, наркотиками, техногенными и природными катастрофами. И это только часть обширного перечня направлений.
Членство России в Организации позволяет России не только участвовать в процессе разработки общеевропейских норм по вопросам ведения СЕ, но также продвигать передовой российский опыт по различным направлениям, а также осваивать лучшие примеры иностранного опыта по интересующим нас темам.
Хотел бы вместе с этим напомнить, что в послании руководителей обеих палат Федерального Собрания – Сергея Евгеньевича Нарышкина и Валентины Ивановны Матвиенко – новому председателю ПАСЕ Педро Аграмунту подтверждена готовность российской стороны к диалогу на основе принципов равноправия и взаимного учета интересов друг друга.
- Какие программы Совета Европы работают в России и какие из них мы считаем особенно удачными?
— Программы сотрудничества Совета Европы с нашей страной имеют уже свою историю. Их начало восходит еще к периоду существования СССР, к 1989 году. Значительное развитие они получили после вступления России в СЕ. За период с 1996 года было реализовано большое количество программ и проектов в формате Россия-СЕ (часть из них совместно с Евросоюзом), охватывающих весьма широкий круг тем, среди которых вопросы совершенствования демократических институтов, защиты прав человека, утверждения верховенства закона, социальная проблематика, проблематика культуры, образования, молодежи и так далее – то есть практически по всем основным направлениям деятельности Совета Европы. В качестве конкретных примеров, наглядно иллюстрирующих масштабный характер соответствующих тем достаточно упомянуть, например, большую совместную работу, осуществленную в начале 2000-х годов по вопросам проведения в России судебно-правовой реформы и реформы федеративных отношений.
Многоплановый характер совместных проектов сохраняется и в настоящее время, когда реализуются проекты по различным темам, входящим в "Приоритеты сотрудничества России и Совета Европы". Среди них можно выделить такие разные, но важные направления, как, например, защита предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик (этот проект реализуется СЕ совместно с уполномоченным Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борисом Юрьевичем Титовым), рамочная программа сотрудничества СЕ и Минобрнауки России в сфере молодежной политики (осуществляется при активном участии Федерального агентства по делам молодежи и российских молодежных НПО, в первую очередь – Национального совета молодежных и детских объединений России), проблематика Европейской социальной хартии (совместно с Минтрудом России), участие в Европейской программе подготовки юристов, судей, прокуроров и адвокатов в области прав человека (программа HELP) и так далее.
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что программы сотрудничества Россия-СЕ выступают в качества дополнения к участию российских федеральных министерств и ведомств, других структур в общеевропейских программах и проектах СЕ, рассчитанных на участие всех стран-членов этой организации – наглядным примером этому может служить, в частности, упомянутая мной программа HELP, в рамках которой сейчас обсуждается возможность разработки учебных курсов и по таким значимым темам, как, например, Европейская социальная хартия и проблематика биоэтики.
- Как проходит работа с коллегами в комитете министров? Удается ли донести до партнеров позицию России?
— Прежде всего, хотел бы поблагодарить за внимание к деятельности комитета министров. Не секрет, что его известность среди общественности и в СМИ далеко уступает Парламентской ассамблее, являющейся консультативным органом СЕ, а также Европейскому суду по правам человека, действующему в рамках одной из более чем 200 конвенций СЕ. Комитет министров – это главный орган Совета Европы, принимающий решения по всем вопросам деятельности этой организации. Безусловно, его работа отличается от постоянного совета ОБСЕ, где действует принцип консенсуса. Практика комитета министров СЕ показывает, что ему присуща, скорее, "культура консенсуса", которая не исключает в определенных случаях и принятия решений большинством голосов – в отличие от ОБСЕ.
В целом, можно сказать, что взаимодействие в рамках КМСЕ проходит на достаточно конструктивной основе. Вместе с тем бывают и ситуации, когда принятие решения КМСЕ происходит не на базе консенсуса, примером чему был ряд решений, связанных с ситуацией на Украине.
Со своей стороны выступаем за укрепление "культуры консенсуса" в работе КМСЕ, подчеркиваем, что решения должны приниматься с учетом интересов и позиций всех стран-членов Совета Европы, активно доносим до партнеров позицию Российской Федерации. Имею в виду не только дискуссии по, как это называется в КМСЕ, "актуальным политическим вопросам", но и всю повестку дня комитета министров, охватывающую все направления деятельности CЕ.
Так, например, в том числе благодаря активным усилиям России в 2012 году КМСЕ принял рекомендацию государствам-членам о роли прокуратуры вне уголовно-правовой системы, посвященную важному направлению деятельности прокуратуры. Скажем, в России она позволяет ежегодно защищать права и законные интересы миллионов граждан. Упомянутая рекомендация вместе с рекомендацией КМСЕ о роли прокуратуры в сфере уголовной юстиции составляют комплекс европейских стандартов, относящихся к прокурорской деятельности.
Россия принимает весьма активное участие в ведущемся в КМСЕ процессе принятия программы и бюджета СЕ. В результате настойчивых усилий нашей страны, акцентировавшей важность для Совета Европы продолжать осуществлять межправительственное сотрудничество стран-членов по вопросам социальной политики и поддержанной в этом партнерами по КМСЕ, было принято консенсусное решение о создании специального комитета, подотчетного КМСЕ, — Европейской платформы по социальной сплоченности.
Под эгидой КМСЕ на ежегодной основе организуются встречи (конференции) по религиозному измерению межкультурного диалога с участием представителей ведущих европейских конфессий. В частности, на постоянной основе в них принимают участие представители Русской православной церкви. Это также результат поддержки, в том числе усилий России по привлечению внимания к важности этого направления работы для деятельности СЕ.
В мае 2015 года на 125-й министерской сессии КМСЕ был принят ряд документов, дающих ориентиры для работы СЕ по такой важной теме, как противодействие насильственному экстремизму и радикализации, ведущей к терроризму. Россия активно поддержала усиление внимания СЕ к этой проблематике, ставшей одним из приоритетных направлений работы СЕ.
Это лишь несколько примеров по различным направлениям. В целом же перечислять подобные конкретные сюжеты, обсуждаемые в КМСЕ, можно долго.
- Повлиял ли кризис в отношениях с ПАСЕ на работу с СЕ в целом?
— Я бы переформулировал ваш вопрос: кризис не в отношениях с ПАСЕ, а кризис внутри ПАСЕ.
Вы знаете, что российский парламент принял решение взять паузу и пока не возобновлять работу в Ассамблее, считая, что язык ультиматумов и так называемых санкций, широко используемый там на протяжении последних двух лет, неприемлем.
На последней сессии Ассамблеи, которая состоялась в конце января этого года, многие члены ПАСЕ, включая ее нового Председателя, откровенно говорили нам о том, что Организация зашла в тупик. Ситуация, когда в ПАСЕ без участия России обсуждаются актуальные вопросы международной повестки дня, включая ситуацию на Украине, терроризм и так далее, абсурдна.
И в проигравших здесь отнюдь не российский парламент, а именно Ассамблея, поскольку скандалы, которыми она обрастает все чаще и чаще, маргинализируют ее и очевидно понижают ее роль как важной составной части Совета Европы.
Это единственный орган Совета Европы, где России для возобновления диалога выдвигают целый перечень априори невыполнимых требований. В других органах организации продолжается нормальная работа. Поэтому кризис, о котором мы говорим, является внутренним кризисом самой Ассамблеи и необходимо время, чтобы большинство в ней пришло к этому пониманию и сделало первые шаги в сторону нормализации ее работы.
- Как часто коллеги в КМСЕ напоминают о решении ЕСПЧ по "делу ЮКОСа" и что Российская Федерация намерена делать для его исполнения?
— Насколько мне помнится, ни мне, ни моему предшественнику мои коллеги по КМСЕ на данный момент ни разу не напомнили и не просили дать какие-либо комментарии относительно "дела ЮКОСа".
Что касается сути вопроса, то, как известно, в сентябре 2011 года Европейский суд принял решение по этому вопросу. Хотя суд и присудил выплату 1,86 миллиарда евро акционерам ЮКОСа, Европейский суд, тем не менее, вынес решение практически полностью в пользу России, постановив, что налоги с ЮКОСа можно и нужно было взыскивать и что это были законные налоги. Кроме того, для российской стороны было принципиально важным то, что суд полностью отверг обвинения в адрес России в "политической мотивации" и "репрессивном характере" преследования компании "ЮКОС" и ее руководства, а также якобы имевшей место дискриминации в отношении нее со стороны российских властей.
Что дальше? Решение по "делу ЮКОСа", как и любое другое решение Европейского суда, поступило на мониторинговую процедуру со стороны КМСЕ. Европейская конвенция по защите прав человека обязывает все страны-члены СЕ, включая Российскую Федерацию, неукоснительно выполнять эти решения. Это означает, что периодически все без исключения решения ЕСПЧ подвергаются интрузивному контролю со стороны КМСЕ. Это общая практика.
Как будет проходить обсуждение "дела ЮКОСа", к которому КМСЕ фактически только приступает, мне трудно сказать да и нельзя, учитывая конфиденциальный характер дискуссий на КМСЕ.
Тем не менее, поскольку российская сторона публично обозначила свою позицию о том, что решение ЕСПЧ о выплате компенсации акционерам ЮКОСа содержит целый ряд юридических моментов, затрудняющих выполнение нами этого решения, не исключаю, что вокруг них и развернется дискуссия в КМСЕ. Мы не одни в плане выражения сомнений по поводу решений ЕСПЧ. Российская Федерация – далеко не исключение в этом смысле применительно к "делу ЮКОСа".