Рейтинг@Mail.ru
Старейшина чироки: резервация - разрекламированный концлагерь с казино - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Старейшина чироки: резервация - разрекламированный концлагерь с казино

Читать ria.ru в
Накануне Международного дня коренных народов мира, специальный корреспондент РИА Новости Игорь Ермаченков отправился на национальный праздник в Ханты-Мансийск со старейшиной клана Птицы племени чироки Машу Белое Перо и узнал, как сегодня живут американские индейцы, чем резервация отличается от концлагеря, а российские нефтяники от американских.

Накануне Международного дня коренных народов мира, который отмечается 9 августа, специальный корреспондент РИА Новости Игорь Ермаченков отправился на национальный праздник в Ханты-Мансийск со старейшиной клана Птицы племени чироки Машу Белое Перо и узнал, где находится Остров Черепахи, как сегодня живут американские индейцы, для чего в США придумали закон о чистоте крови и чем резервация отличается от концлагеря, а российские нефтяники от американских.

— Что представляет собой народ чироки?

— Я принадлежу к клану Птицы племени Ани Гадува Тсалаги, которое также называют чироки, с юго-восточной части Острова Черепахи, который сегодня носит название США. Когда я говорю об Острове Черепахи, то подразумеваю Канаду, США и Мексику. Коренные народы или индейцы живут в этих трех частях острова. Чироки являются горным народом. До начала миграции из Европы наши земли включали нынешние штаты Северная и Южная Каролина, Виргиния, Западная Виргиния, Теннесси, Кентукки, северная часть Джорджии и Алабамы.

—  А теперь?

— После миграции из Европы и колонизации нашей страны у нас остались три резервации. В одной из них, в Северной Каролине, живут восточные чироки, во второй, в Оклахоме, куда наш народ был насильственно переселен, живет, как они себя называют, нация чироки со столицей в городе Талаква. Рядом также находится еще одна резервация — Объединение Киитуува.

— Сколько коренных американцев живет в США?

— Вследствие долгой и продолжающейся миграции в нашу страну и проживания в ней других этнических групп сегодня мы составляем всего 2,4% от населения, согласно прошлогодней статистике. А ведь когда-то мы были 100%! В моих путешествиях по миру я всегда изумляюсь тому, что в других странах я встречаю людей, знающих больше об истории индейцев, чем люди в моей стране. Большинство считает, что нас больше нет, хотя мы по-прежнему здесь. Наша численность выросла по сравнению с началом миграции из Европы, хотя некоторые племена вымерли.

— Сколько народов или этнических групп коренных американцев живут в США?

— Пять коренных народов живут в США. Мой народ называется ирокезы, еще есть алгонкины, сиу, северо-западная конфедерация и юго-западные племена.

—  Сколько человек насчитывает племя чироки?

— Мы является самым многочисленным племенем в США. Я не знаю точную цифру, но это примерно 300 тысяч человек. Мы очень образованные люди, так же как и в любой другой стране, у нас есть профессионалы — адвокаты, врачи, учителя, предприниматели, фермеры. Некоторые работают и живут в современном мире, но есть и те, кто сохраняет традиции и живут на земле предков.

— Есть ли у индейцев США свои организации?

— Если говорить обо всех коренных американцах, то у нас нет федеральной организации для защиты наших прав. Лишь несколько отдельных племен являются официально признанными со стороны правительства США, что составляет около трети всего коренного населения. Правительство, в котором нет индейцев, взяло на себя полномочия определять, кто может быть представителем коренных народов, а кто нет. Многие племена продолжают борьбу за свое признание.

— Сколько человек из 300-тысячного племени чироки имеют официальное признание того, что они чироки?

— Большая часть племени живет вне резерваций. Это то множество людей, чьи предки смогли избежать Дороги слез — насильственного переселения нашего народа в XIX веке по решению правительства США. Переселение длиной 800 миль в одну из самых худших зим в истории страны на земли, которые сегодня зовутся штатом Оклахома. По всей протяженности этого пути можно найти потомков тех, кто смог сбежать. При этом они, чтобы сберечь свои семьи, переписывались в другие народности, лишь бы не оставаться индейцами. При первой возможности они становились белыми, мулатами, а также так называемыми черными голландцами, которые, как мы знаем, тоже чироки. Таким образом, численность коренного населения, проживающего в общинах по всей стране, больше населения резерваций.

— Сколько индейцев живут в резервациях и чем они там занимаются?

— Резервации сами по себе изначально были ничем иным как разрекламированными концентрационными лагерями. Множество людей не понимают, что такое резервации в Америке, потому что наша история никогда правдиво не описывалась в учебниках по истории. Поэтому наши люди достаточно невежественны, когда дело касается истории страны. Поэтому я и просветители в других племенах рассказываем о школах-интернатах для детей индейцев и многолетнем социальном неравенстве, которое передается дальше и нашим детям.

Вообще, двумя самыми худшими вещами, с которыми столкнулся наш народ, являются христианская церковь и правительство США. Строгие христианские школы-интернаты изымали детей из любящих семей и из родной культуры. Это была жесткая форма культурного геноцида. Эти дети из школ-интернатов вырастали без умения жить в семье. Многие из них подвергались физическому, душевному и сексуальному насилию со стороны церковников, а многие дети умерли в этих школах. Есть множество документальных свидетельств о том, как дети хоронили своих одноклассников и даже изготавливали для них надгробия. Это происходило с нашим народом постоянно на протяжении 600-летней истории европейской миграции или вторжения в нашу страну.

С последствиями этого мы сегодня и работаем в общинах коренных жителей. Только недавно мы получили извинения от правительства США за школы-интернаты и отношение к коренным жителям и племенам. То же самое происходило и в Канаде.

— Сегодня есть ли у вас школы коренных американцев?

— У нас есть школы в резервациях. Во многих резервациях наблюдается большое движение по обучению родному языку, начиная с детского сада и до колледжа. Некоторые колледжи предлагают коренным студентам кредит на посещение языковых курсов. Это делается в дополнение к стандартной школьной программе. Наши люди увидели, что язык — это единственный путь сохранения нашей культуры. Это то, что мы никогда не хотим потерять.

—  Христианизация изменила большинство коренных американцев или они продолжают следовать традиционным верованиям?

— Есть интересный факт, что многие коренные американцы, которые утверждают, что они христиане, остаются приверженцами традиционных верований, поскольку каким-то образом сумели разделить это в душе. Мой отец тому пример — он был католиком, но также был последователем традиционной духовности. Я не христианин, я — традиционалист, старейшины моей семьи обучили меня древней вере. Однако я не имею ничего против чьей бы то ни было веры. Но я не верю в организованную религию, а также в людей, проповедующих свою веру и использующих ее для собственной выгоды.

Нашей традиционной системе верований уже более 130 тысяч лет. Мы не верим в христианское учение об аде или дьяволе. Как говаривала моя бабушка: "Белый человек принес с собой дьявола, давайте оставим его ему. У нас своих неприятностей достаточно". Мы верим, что нет разницы, какую жизнь мы прожили на Земле, когда мы отправляемся в мир духов, который соответствует, по моему представлению, раю белого человека. Мы все отправляемся в одно место. Потому что наш Великий дух, который другие могут называть богом, истинно любящий, прощающий и понимающий бог.

Я вижу, что многие молодые люди начинают возвращаться к вере предков, поскольку то, что они находят в современном мире, не дает им ответов.

— С какими проблемами чироки сталкиваются сегодня?

— Геноцид продолжается, только сегодня он принял форму бумажного, документального геноцида. В Канаде премьер-министр Стивен Харпер одним росчерком пера заявил, что в стране больше нет коренного населения. И таким образом они смогут забрать резервации и земли индейцев. Борьба за них в Канаде только разворачивается, и эта проблема перекидывается в США.

Я говорю сейчас не только о моем народе, это происходит в резервациях по всей стране. Обычно в них не очень хорошее социально-экономическое положение. Если человек состоит в племени, признанном правительством, то в последние 15-20 лет, когда в резервациях появились казино, он каждые четыре месяца получает чек от доходов этого бизнеса. Это один источник дохода. Есть и другие виды предпринимательской деятельности, которые начаты в резервациях, но они не оказывают такого экономического влияния как игорный бизнес. Из-за казино многие судят и об индейцах. Это печально, так как азартные игры создают плохую репутацию. Казино являются быстрым способом заработать деньги, но лучше их зарабатывать в стабильных видах бизнеса — аптеках, бензозаправках и так далее.

Фактом остается то, что у живущих в резервациях меньше возможностей, чем у живущих вне их. Это печально, так как уехавшие из резерваций теряют свое чувство общности, не имеют общинного дома.

Множество коренных общин продолжают бороться с одной большой проблемой — когда наших детей забирают у родителей. Власти говорят, что родители не справляются со своими обязанностями, хотя это не так, и детей отдают приемным родителям некоренного происхождения, причем не только из США, но и из Австралии, например. У нас теперь есть группа коренных адвокатов, которые пытаются вернуть наших детей назад.

— Какого будущего вы желаете для коренных американцев?

— Целью создания нашей международной консалтинговой организации "Два пера" является сохранение нашей культуры, традиций, языка и, конечно, окружающей среды, так как она является основой всех наших культур. Причем сбережения не только культур коренных народов США, но всех коренных народов мира.

Пора заканчивать с деколонизацией и начинать внедрение нашего коренного образа жизни. Другими словами, вернуться к прежнему образу мыслей, забыть то, что белый человек заложил в наши головы, постараться забыть распри между нами — это как раз то, что правительство и церковь делали, разделяя и властвуя всеми способами. Примером такого разделения стал закон о чистоте крови, при помощи которого рассчитывали, что мы просто выродимся. Я бы также хотел, чтобы наши люди получили признание за то, кем они являются, и за свой вклад в развитие страны, потому что это так и не были признано. Хочу, чтобы мы сохранили наши традиционные земли, которые у нас есть в соответствии с договорами с правительством США.

Не думаю, что наши люди вернут в обозримом будущем полный контроль над своей страной. Но если речь заходит о принадлежащих нам по закону землях, резервациях, то правительству необходимо прекратить попытки отобрать наши природные ресурсы. Должно быть взаимное уважение.

— Расскажите, как разделять и властвовать с помощью закона о чистоте крови?

— Правительство США в XVIII веке придумало схему определения чистоты крови, полагая, что после многих поколений и смешанных браков не останется больше ни одного коренного американца, и оно получит доступ к их землям. Таким образом это не сработало, так как сегодня нас больше, чем во времена разработки той программы. Но они смогли разделить нас, столкнуть друг с другом, и наши люди втянулись в это.

Теперь у них есть чистокровные коренные жители, которые смотрят свысока на тех, кто родился вне резерваций, или тех, кто не является официально признанным со стороны правительства США. Во многих случаях такие люди, имеющие удостоверения индейца, высокомерны.

Наши люди никогда так себя не вели и не определяли чистоту крови до европейской миграции. Дело доходит даже до конфликтов между признанными и непризнанными коренными американцами.

—  Какого рода привилегии получают признанные коренные американцы?

— Эти привилегии — неправильные, и необходимо их упразднить. Например, наши люди традиционного уклада, которые совершают древние обряды, не могут носить орлиные перья, если они не принадлежат к официально признанному племени. Если их поймают с орлиными перьями, даже если те находились в семье сотню лет, их могут арестовать и оштрафовать на тысячи долларов. А ведь во многих случаях коренные жители, живущие вне резерваций, более традиционны по сравнению с жителями резерваций. Также в резервациях не нужно разрешение на охоту.

Думаю, что законы необходимо менять. Если человек может доказать свою принадлежность к коренным жителям по своему происхождению, то у него должно быть право использовать перья где угодно и принимать участие в любой церемонии, являющейся частью культуры его народа. Не должно быть штрафов за нарушение этого. Но для неиндейцев могут быть штрафы, с этим я согласен.

— Слышит ли правительство США голос коренных американцев?

— Некоторые спрашивают меня, почему вы не объединитесь и не захватите правительство. Но таким образом нам не победить. Нас слишком мало по сравнению с численностью остального населения. Сегодня полем нашей битвы является зал суда. Мы изучили систему и теперь используем их законы и правила против них самих, чтобы получить те вещи, в которых мы нуждаемся как народ.

Поэтому я и Дорин Беннет из народа маори, живущего в Новой Зеландии, запустили передачу на интернет-радио "Голос коренных народов". Последние несколько лет мы ездим в ООН, берем интервью у представителей коренных народов со всего мира, сопоставляем наши различия, смотрим на то, что нас объединяет. Аудитория нашего радио по всему миру составляет примерно 4 миллиона человек. Дело в том, что ведущие СМИ едва пишут о коренных народах. В настоящее время наблюдается большая активность коренных народов по защите наших земель и природных ресурсов, но в новостях об этом ни слова. Ни в Канаде, ни в США. Поэтому большинство просто не знает, что происходит.

— На какого рода природные ресурсы покушаются в первую очередь?

— Самый главный — это нефть. В настоящее время по всей стране идет добыча сланцевой нефти, такая нефтедобыча разрушает землю, дикую природу, воду и растительность. Мы пытаемся сделать все, что можем для сохранения нашей планеты и народа. Это делается не только для коренных народов, мы делаем это для всего человечества. Но для коренных народов сложно идти против правительств. Поэтому мы во многом зависим от поддержки со стороны некоренных народов.

— Где именно у вас отбирают земли?

— Правительство изыскивает способы, чтобы изъять наши земли, которые мы имеем по договорам с ним. Вот один пример, который случился недавно: сенатор Джон Маккейн в Аризоне забрал святые земли племени Апачи, в общине Оак Флэт. Они забрали древние земли, где проходили обряды, — они включили эти земли в законопроект, касающийся военных дел, который затем провели через конгресс. Хотя эта земля была под охраной и апачи получили их по договору. Все наши договоры в США являются договорами взаимной выгоды, а не договорами победителя с побежденным. Но все порядка 600 договоров коренных американцев с правительством США были нарушены, и не со стороны наших людей. Они всегда нарушались правительством, которое всегда находило способ это оправдать. Но договор остается договором, и в то время, когда они заключались с племенами, отношения правительства с ними были такими же, как если бы это был договор с российским, германским или каким-либо еще правительством.

— В России многие получили знания об индейцах из книг Фенимора Купера. Что думаете о его книгах?

— Он писал фантазийную версию жизни коренных народов, и многие его произведения не были основаны на фактах. Есть немецкий писатель Карл Май, его произведения отличаются большой достоверностью. Он не встречал до своего писательства коренных американцев, но был очень точен в своих произведениях о разных племенах. Вообще, наши народы очень долгое время получали романтический облик, при этом не была известна правда о том, что на самом деле происходило.

— Какие у вас впечатления о России?

— Это красивая страна. Никогда не думал, что смогу увидеть Россию. Я смог увидеть Красную площадь, о которой много слышал. Все, кого я встречал здесь, прекрасные люди, очень любезные.

Люди в Ханты-Мансийском округе, где я тоже побывал, очень гостеприимны, добры, любезны и великолепны. Однако я не ожидал другого от коренных жителей, я замечаю, что мы очень похожи в любой части света. Мы больше стараемся для тех, кто приехал издалека, пытаемся, чтобы они чувствовали себя как дома. Мне посчастливилось принять участие в национальных гонках на лодках-обласах и чествовании Духа воды, и было очень приятно видеть, как люди собрались по хорошему поводу, для состязания.

— Что думаете об организации коренных народов в России? Считаете ли полезной такую форму объединения?

— Считаю ее великолепной. Я буду рассказывать моему народу, как здесь все устроено, как решаются вопросы, как отличается правительственная поддержка коренных народов в России и в США. Взять лишь факт, что нефтяные компании сначала обращаются к коренным народам, разговаривают с ними, показывают, что они собираются делать и что они могут сделать для общин, чем помочь, а не просто прийти и пытаться захватить земли и делать там что угодно, даже не учитывая, что земли по праву находятся у коренных народов. В России нефтяные компании поддерживают дела и желания коренных народов. Ханты-Мансийский округ очевидно процветает от союза нефтяников и коренных народов. Жизнь коренных народов улучшается.

В России взаимодействие с коренными народами гораздо лучше, чем сегодня в США. Это то, о чем бы я хотел рассказать моему народу, и надеюсь, что правительство будет в чем-то более сговорчивым, как это происходит здесь. Может быть, во время встреч с правительством мы сможем использовать здешние подходы. Но я обеспокоен тем, будет ли это работать в моей стране, потому что у нас накопилось слишком много печального опыта с нефтяными компаниями, и я думаю, что причиной этого является правительственная поддержка. У нас много утечек нефти, загрязнений воды, у нас люди заболевали из-за загрязнения вод в результате добычи сланцевой нефти. Нефтяные компании говорят: "Мы позаботимся обо всем, это не попадет в почву", однако именно это происходит и ничего не делается. Здесь, как я услышал от коренных жителей, такого не происходит, между нефтяными компаниями и коренными общинами установлено очень выгодное сотрудничество. В результате коренные жители живут лучше и могут сделать больше для общины. Это важно.

Однако я все же озабочен нефтедобычей. Думаю, что есть лучшие способы получения энергии, которые не столь разрушительны для окружающей среды.

— Какое послание у вас есть для коренных народов России?

— Продолжайте делать свое дело, сохраняйте традиции, культуры и языки. Удостоверьтесь, что ваши дети знают ваш язык, традиции и культуру, потому что это то, что вы представляете из себя. Учитесь воспринимать мир со своей коренной точки зрения. Мы являемся частью XXI века. Среди нас есть очень профессиональные люди, но в современных процессах не теряйте понимания, кто вы есть и откуда пришли. Основой любой культуры является язык, потому что именно на родном языке вы можете полностью выразить определенные сокровенные вещи, что невозможно сделать на других языках, которые не по-настоящему ваши.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала