Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко рассказал журналистам о подготовке к очередному Петербургскому международному экономическому форуму, планах города по заключению новых соглашений, ожиданиях от форума, запуске новых и реализации уже объявленных инвестпроектов. В беседе участвовала корреспондент РИА Новости Анжелика Болмат.
- Георгий Сергеевич, какие у вас ожидания от очередного Петербургского международного экономического форума?
— Город каждый год очень серьезно готовится к форуму. Несмотря на то, что ПМЭФ уже стал традиционным и мы к нему привыкли, он для города всегда становится определенным тестом на компетентность. С другой стороны, это возможность в очередной раз подчеркнуть привлекательность Санкт-Петербурга во всех отношениях, в том числе для инвестиций.
Практически все мероприятия плана подготовки к ПМЭФ-2015 мы выполнили. Город готов на 100%. Интересной в этот раз будет, на мой взгляд, наша экспозиция. Ее рабочее название — "Санкт-Петербург в центре развития Арктической зоны Российской Федерации". Там можно будет ощутить атмосферу русского Севера и получить много полезной информации как о самом регионе, так и о разработках петербургских предприятий, направленных на его освоение. Нам действительно есть что показать: это и наука, это и производство. "Балтийский завод" представит макет универсального атомного ледокола "Арктика", ЦКБ "Рубин" покажет макет мобильной ледостойкой буровой установки и самоподъемной буровой установки, ЦНИИ "Прометей" выставит макет плавучей платформы для добычи углеводородов в условиях арктических широт. Традиционный наш партнер "Транзас" выставит навигационный тренажер собственного производства для отработки навыков управления судном в условиях низких температур и ледового покрова.
Также в третьем павильоне "Ленэкспо" будут представлены и наши инвестпроекты в транспортной инфраструктуре, науке и инновациях, энергетике, культуре и туризме.
- Какие соглашения город подпишет в этом году? Какова ожидаемая сумма контрактов?
— Пока официальная программа подписаний в этом году предусматривает порядка 15 соглашений с участием города. Мы подпишем четырехсторонний договор о создании в городе федерального испытательного центра для электротехнического оборудования. В рамках форума планируем заложить в Белоострове первый камень в строительство этого центра. И прямо там же состоится подписание соглашения. Его участники – правительство Санкт-Петербурга, ОАО "Россети", Внешэкономбанк и фонд "Сколково". Центр уникальный, таких в стране нет и в мире не очень много. Он будет заниматься испытанием отечественного и зарубежного электротехнического оборудования. Кроме того, центр займется развитием энергетической отрасли, там будет сегмент для проведения НИОКР. Сумма инвестиций в проект – порядка 10,5 миллиарда рублей.
Также будут подписаны соглашения о сотрудничестве с "Т2 Мобайл" на 8,7 миллиарда рублей, с Центром ядерной медицины международного института биологических систем им. С. М. Березина — инвестиции порядка 7,5 миллиарда рублей, с концерном Toyota о расширении производства — объем инвестиций 5,7 миллиарда рублей. Планируется подписание целого ряда соглашений в других сферах. Соглашение о намерениях с киностудией "Ленфильм" должно привлечь более 4 миллиардов рублей. Хотим также заключить инвестиционный договор на строительство пешеходного моста к строящемуся стадиону. Там объем инвестиций – 1,8 миллиарда рублей.
Традиционно мы подписываем соглашения, не только связанные с конкретными финансовыми вливаниями, но и соглашения о сотрудничестве, которые будут способствовать привлечению инвестиций. В частности, планируем подписать соглашение со Сбербанком и соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве с Российским фондом технологического развития. Фонд поможет внедрению в России петербургских научно-технических разработок, поможет увеличить объемы финансирования наших промышленных предприятий, окажет поддержку в экспорте высокотехнологичной продукции и нашим программам по импортозамещению. Похожие задачи оборонным предприятиям Петербурга поможет решать соглашение города с государственной корпорацией "Ростех".
Естественно, будут и соглашения с другими регионами России. Итоги программы подписаний традиционно подведем в последний день форума.
— Какое количество участников форума ожидается? Какие страны они представляют? Много ли участников из европейских стран и США?
— Судя по динамике подтверждений, в этом году участников будет не меньше, чем в прошлом. По данным на конец мая было 1 тысяча 350 подтвержденных заявок. Это где-то на 10% больше, чем в прошлом году. За неделю до форума мы имеем 5 тысяч 72 подтвержденных заявки от участников, что также перекрывает показатели прошлого года. Растет количество компаний, а также первых лиц компаний. За месяц до начала прислали подтверждение 780 компаний, в прошлом году в такой же момент времени их было меньше – порядка 750-755 компаний.
Планируется участие представителей на уровне министерств – это около 20 министров из 18 стран дальнего зарубежья и еще 7 министров и членов правительств стран СНГ. Также примут участие представители 58 регионов Российской Федерации. Это говорит о том, что интерес к форуму не ослабевает.
Я могу сказать, что география ПМЭФ не сужается, а, наоборот, расширяется. Те страны, которые и раньше к нам приезжали, в том числе США, Германия, Великобритания, причем крупные фирмы, — они по-прежнему едут с интересом. Бизнес есть бизнес. Политические разногласия на серьезный бизнес сильно не влияют. Среди крупнейших представителей США – компании BCG и McKinsey & Company, среди немецких компаний — Metro AG и TUI AG. Широко будет представлен бизнес Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Канады, Южной Кореи и Объединенных Арабских Эмиратов. Разумеется, больше представителей китайского бизнеса к нам в этом году приедет. Растет интерес к мероприятию со стороны других стран БРИКС, а также Юго-Восточной Азии. У меня есть уверенность, что форум в этом году пройдет на высшем уровне.
- Ожидалось, что ПМЭФ уже в этом году может сменить площадку проведения. Однако вновь форум пройдет в "Ленэкспо". Когда ПМЭФ пройдет на новой площадке?
— В принципе, "Экспофорум" уже готов. Мы уже расширили дорогу от Пулковского шоссе до поворота к "Экспофоруму", реконструировали мост через реку Пулковку. Но мы ввели это все 27 мая. И представители "Экспофорума" только к маю завершили строительство гостиницы. А решение о проведении форума в этом году принималось зимой, когда эти объекты еще не были готовы. Поэтому была выбрана прежняя площадка.
У Санкт-Петербурга при организации такого рода мероприятий всегда есть две задачи. Прежде всего, форум должен быть проведен на хорошем уровне, в максимально комфортных условиях для участников и гостей. С другой стороны, мы должны минимизировать издержки для жителей нашего города. И решающим как раз стал фактор транспортной доступности. Потому что, если бы встало Пулковское шоссе и другие трассы, ведущие на юг, пострадал бы весь город.
На следующий год, я уверен, мы проведем ПМЭФ в "Экспофоруме". Хотя, чтобы проблемы транспортной доступности юга Петербурга решить окончательно, надо еще многое сделать. Включая реконструкцию Петербургского шоссе от поворота на "Экспофорум" до Витебского проспекта, строительство путепровода через железнодорожные пути Витебского направления и транспортной развязки в створе реки Пулковка.
Мы бы все равно это сделали, раньше или позже. С учетом нового места проведения ПМЭФ сделаем раньше. Уже сейчас готовятся соответствующие конкурсы. Это как раз один из тех случаев, когда интересы проведения в Петербурге крупных мероприятий ускоряют решение важных городских проблем.
- Как в целом оцениваете инвестиционную привлекательность Петербурга? Насколько активно иностранцы идут сейчас в Петербург в связи с санкциями?
— Могу ответить абсолютно уверенно, потому что есть конкретные цифры. Вся эта ситуация, естественно, сказывается негативно и на нашей экономике, и на экономике других стран. Но главный вред от санкций, на мой взгляд, состоит в формировании на Западе негативного информационного и политического фона для сотрудничества с Россией. Многие иностранные инвесторы, в первую очередь — западные, оценивают наш город сквозь призму рейтингов, которые выставляют три ведущих мировых рейтинговых агентства. А те, к сожалению, сегодня опираются, скорее, не на конкретные социальные и экономические показатели, а все больше начинают играть в политику. Поэтому вместе с рейтингом страны понижается и рейтинг Петербурга.
Но реально потери интереса на сегодня я не вижу. Более того, за первый квартал текущего года объем инвестиций в основной капитал у нас вырос на 5,4%. В общей сложности мы сегодня имеем инвестиций 78 миллиардов рублей. Не вижу я и препятствий для работы иностранного бизнеса в Санкт-Петербурге. Наоборот – с прошлой осени мы последовательно предоставляем инвесторам новые льготы. Буквально накануне ПМЭФ в третьем чтении принят закон Санкт-Петербурга, по которому мы снизили до 1,5 миллиарда рублей порог для стратегических инвестпроектов в сферах здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, науки и инновационной деятельности.
Сейчас от повышения инвестиционной привлекательности город переходит к отладке конкретных механизмов работы с инвесторами. Мы выполнили все 15 требований национального инвестиционного стандарта, предложенного Агентством стратегических инициатив. Разработана дорожная карта по улучшению условий ведения бизнеса в Петербурге. Мы сделали ряд важных шагов по упрощению процедуры выдачи разрешительной документации на строительство и сокращению ее сроков. Сейчас по моему поручению оптимизируется система "одного окна", чтобы уже пришедшие в Петербург инвесторы продолжили развивать здесь свой бизнес и смогли реализовать свои проекты в максимально сжатые сроки.
- Поменялась ли география инвесторов?
— Я бы не сказал, что она серьезно меняется. Правда, на первое место сегодня выходит Китай. Он возглавил тройку лидеров, потеснив Германию, которая всегда была на первом месте среди инвесторов. Нидерланды занимают третью строчку.
Сейчас наша страна готовится к заключению преференциальных соглашений о международной торговле между РФ и Турцией, Израилем, Южной Кореей, Индией, Перу и другими странами. Создаются зоны свободной торговли Евразийского экономического союза с ЕС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Санкт-Петербург должен принять активное участие в этих процессах и подготовить свои предложения по приоритетным инвестиционным проектам и сферам сотрудничества.
Что касается уже пришедших иностранных инвесторов, то отмечается весьма неплохая активность японских компаний в нашем автокластере. Toyota планирует расширять производство автомобилей в два раза. В конце прошлого года Toyota и Nissan запустили новые цеха штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей, что позволит им увеличить действующие мощности и уровень локализации. Им это сейчас интересно, потому что с учетом курса рубля производить машины у нас стало дешевле, чем в европейских странах. Они сегодня думают за счет курсовой разницы наращивать производство. Но уже не для внутреннего потребления, поскольку в России снизилась покупательная способность населения после ажиотажа в конце прошлого года, а планируют экспортировать машины в другие страны, в том числе в Европу.
Кроме General Motors, реальных проблем у других предприятий автокластера нет. Остальные работают стабильно. Они сохраняют объемы выпуска и пока не сообщали нам о каких-то планах по сворачиванию производства. Hyundai, как и Toyota, планирует в 2016 году расширить модельный ряд.
- А General Motors не ведет переговоры о возвращении в Петербург?
— Пока нет. Ходят какие-то слухи, но официальной информацией правительство города не располагает.
— Какие-то крупные инвестиционные проекты могут появиться до конца года?
— Большая их часть связана с реальным сектором экономики. Назову три важных проекта в оборонном комплексе. ОАО "Климов" в текущем году заканчивает строительство новых мощностей по производству авиационных двигателей. В рамках инвестпроекта концерна ПВО "Алмаз-Антей" на Обуховском заводе предусматривается строительство конструкторского научно-производственного комплекса для разработки и производства высокотехнологичной продукции специального назначения, а также выпуска гражданской продукции. ОАО "Уралвагонзавод" планирует начать строительство нового научно-исследовательского комплекса на шоссе Революции.
Три новых производства запускает наш фармкластер. В рамках форума планируется открытие фармацевтического производства в особой экономической зоне компании "Новартис Нева". Завод станет площадкой для внедрения передовых фармацевтических технологий в России — более 30 оригинальных и дженериковых препаратов для применения в кардиологии, эндокринологии, трансплантологии, онкологии, гастроэнтерологии и неврологии. Объем инвестиций — 4,5 миллиарда рублей. Они планируют выйти на мощность порядка 1,5 миллиарда твердых лекарственных препаратов. Кроме того, в этом году будут открыты два фармацевтических предприятия. Это те компании, с которыми мы подписывали соглашения 3-4 года назад. "Витал Девелопмент Корпорэйшн" в этом году введет в эксплуатацию научно-исследовательский комплекс. В августе войдет в эксплуатацию первая очередь производства "МБНПК "Цитомед". Это разработка оригинальных препаратов и технологий получения собственных оригинальных молекул.
С наукой и экономикой знаний, помимо Федерального испытательного центра, связаны еще два стартующих проекта. "Новтех — СПб" в этом году запустит комплекс по разработке и серийному производству энергоэффективных интеллектуальных электроприводов и инновационного оборудования для электротехнологий на базе индукционного нагрева. Также свой научно-исследовательский центр откроет компания "Элкус", работающая в сфере электроники и производства электронных компонентов.
Кроме того, в этом году начнется строительства океанариума во Фрунзенском районе. Завершатся конкурсные процедуры и выбор инвестора по проекту строительство корпуса городской больницы №40. В производственной зоне "Ржевка" завершится строительство производственного комплекса мебельной и деревообрабатывающей промышленности ООО "Мебельный технопарк".
И еще свершившийся факт. Минэкономразвития недавно утвердил еще четыре проекта для реализации на территории нашей ОЭЗ. Это проекты компаний "Позитрон", "ТелеМИП", "Медпрофит" и "Нобель Трейд". В частности, "Медпрофит" планирует создать инновационное предприятие по разработке и производству изделий для лечения кардиологических заболеваний — внутрисосудистых стентов и катетеров. В России таких не делают.
- Какова судьба уже объявленных инвестиционных проектов, в частности, реконструкции Апраксина двора? Проект завис?
— Нельзя сказать, что он завис, но он продвигается очень медленно. Это связано с тем, что подобных объектов не было ни у нас, ни у кого-либо еще в России. Апраксин двор станет первой территорией в историческом центре, развитием которой город будет управлять по-новому. Надеюсь, что в начале осени мы создадим управляющую компанию со 100-процентным участием Санкт-Петербурга. Эта управляющая компания будет решать вопросы сохранения культурного наследия, развития территории, создание необходимой инженерной инфраструктуры.
Город ведь — один из самых крупных собственников этой территории, но, к сожалению, далеко не единственный. В Апраксином дворе огромное число собственников, и очень тяжело с ими идет переговорный процесс. Для Петербурга это не просто торговые ряды, а памятник архитектуры, который требует единого замысла и в плане экономического развития, и в плане сохранения культурного наследия.
— Стоимость работ уже известна?
— Там стоимость очень серьезная. Даже не столько в плане реставрации зданий, а в части замены всех коммуникаций. Возможно, в перспективе мы будем привлекать к объекту крупных инвесторов. Пока таких мы не видим. Да и крупные инвесторы не имеют большого желания вкладываться в инженерию.
Мы, со своей стороны, убеждены в необходимости сделать там красивое общественное пространство. Такое, где бы люди могли и деньги зарабатывать, и отдыхать. Чтобы там были как магазины, так и объекты культурного назначения: театры, выставочные залы, молодежные пространства.
Наши наработки по развитию Апраксина двора, включая архитектурно-планировочные эскизы реконструкции, и концепцию функционального назначения данной территории, сильных изменений не претерпят. Контроль за их реализацией станет одной из главных задач управляющей компании.
- Срок реализации ясен?
— Сначала надо создать управляющую компания. Если все получится, к концу года мы будем иметь финансовую модель. Ну а дальше начнется работа, которая займет не один год. Будет некрасиво с моей стороны, если я сейчас скажу, что, к примеру, через год-два там будет город-сад.
- Есть ли решение по проекту строительства нового зоопарка? Правда ли, что реализация проекта откладывается в связи с экономической ситуацией?
— Петербург – это тот город, который должен иметь красивый, современный зоопарк. Мое глубокое убеждение, что зоопарк за бюджетные деньги строить не надо. Мы изучили международный опыт и пришли к выводу, что вполне реально привлечь к этой теме внебюджетные деньги. Возможно, в рамках государственно-частного партнерства.
Чтобы создать хороший современный зоопарк, нужно не менее 100 гектар земли. Санкт-Петербург землей сейчас не очень богат, и подходящих участков у нас не много. Против Юнтолово, как вы знаете, выступили и экологи, и работники нынешнего зоопарка. Участок в Юкках требовал очень серьезных средств на инженерную подготовку. Самый интересный вариант на сегодня – это Ржевка. Она устраивает и экологическое сообщество, и специалистов по работе с животными, и власти города. Но там тоже есть свои ограничения.
Часть территории пока федеральная, право бессрочного пользования на нее находится у Санкт-Петербургского лесотехнического университета. Университет проект поддерживает и землю готов отдать. Надо будет перевести ее в собственность Петербурга. Это как раз вопрос решаемый. Но часть жителей Красногвардейского района переживает, не навредит ли строительство зоопарка Ржевскому лесопарку. Чтобы дальше разговор был предметным, надо понимать, каким может быть архитектурный облик, какие планировочные решения. Поэтому сейчас Лесотехнический университет выполняет экологическую экспертизу и готовит предпроектные предложения. С тем, чтобы воздействие на лесопарк было минимальным, а ценные породы деревьев полностью сохранились.
- Инвесторов пока нет?
— Есть заинтересованные инвесторы. Это российские бизнесмены. Сейчас ведутся переговоры. Мы слышим конкретные предложения от инвесторов и, на мой взгляд, достаточно здравые. Есть даже расчеты по затратам и срокам окупаемости, правда сугубо предварительные.
— Возможно, это будет государственно-частное партнерство?
— Я пока не готов ответить на этот вопрос. Может, они сами возьмут все затраты на себя. Но в любом случае от идеи строительства нового зоопарка мы не отказываемся.
— Насколько жива идея реализации проекта легкорельсового трамвая (ЛРТ) к 2018 году?
— Мы не привязываемся к 2018 году. Острой необходимости строить ЛРТ именно к 2018 году нет. У нас есть резервный вариант, который нам спокойно позволит решить проблему, связанную с подвозом пассажиров от аэропорта до метро, — это автобусное сообщение по выделенным полосам. Проблем больших не будет: в течение двух недель крупногабаритные автобусы будут перевозить пассажиров.
Сейчас оба проекта повышения транспортной доступности аэропорта Пулково — ЛРТ и "Аэроэкспресс" — мы рассматриваем с точки зрения дальнейшего развития, в свете нашей Стратегии-2030, чтобы все это работало на город уже после чемпионата. В развитие Стратегии у нас есть подпрограмма по развитию внеуличного транспорта. В рамках этой подпрограммы, что приятно, проект "Купчино – Пулково", так сказать, прирос участком "Рыбацкое – Колпино". И вполне реально пойдет дальше кольцом. Плюс, на недавнем координационном совете по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области были еще раз подтверждены планы развития ЛРТ в направлении наших пригородов и городов-спутников – таких, как Пушкин, Красное село, Осиновая Роща, Всеволожск, Сертолово и других.
То же и с "Аэроэкспрессом". Он тоже важен не только как удобное плечо доставки пассажиров до аэропорта, но и как одно из звеньев использования железнодорожного транспорта в рамках организации пассажирских перевозок внутри города. Понятно, что на развитие "Аэроэкспресс" город не может вкладывать свои деньги по требованиям Бюджетного кодекса. Но никто не мешает нам, как и в других мегаполисах, комфортно состыковать железную дорогу с городскими видами транспорта. Построить современные транспортно-пересадочные узлы, перераспределить транзитные потоки и полностью использовать возможности железной дороги для перевозок внутри города. Мы надеемся к созданию новых транспортно-пересадочных узлов также привлечь частные инвестиции. Включая, кстати, малый бизнес. Цель – создать единую транспортную систему для тех, кто живет в городе, и для тех, кто приезжает в Петербург.