Жертвами конфликтов, которые охватили многие арабские страны после так называемой арабской весны 2011 года, стали не только тысячи людей, но и культурные ценности, которыми особенно богаты страны с такой древней историей, как Сирия, Ирак, Йемен и Ливия. Их культурному наследию за годы военного противостояния был нанесен значительный урон.
Открытый в 2012 году в Бахрейне под эгидой ЮНЕСКО Арабский региональный центр мирового наследия призван помочь сохранить культурное наследие арабских стран при любых обстоятельствах.
В административный и консультативный советы этого центра, помимо агентства по культуре Бахрейна, входят представители ЮНЕСКО, Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ICOMOS), Международный союз охраны природы (IUCN) и Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICСROM).
О том, какие меры предпринимает центр, чтобы помочь арабским странам, где идут военные действия, сберечь древние памятники, насколько серьезный ущерб нанесен культурному достоянию Сирии, Ирака, Йемена и Ливии, какие усилия прилагает международное сообщество, чтобы уберечь памятники истории в арабском мире от разрушения и разграбления, в интервью корреспонденту РИА Новости в Бахрейне Юлии Троицкой рассказал директор Арабского регионального центра мирового наследия, советник ЮНЕСКО Мунир Бушенаки.
— Арабский мир полон достопримечательностей и культурных ценностей, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в то же время много лет этот регион остается самой горячей точкой планеты, где все больше стран оказываются вовлечены в военные конфликты. Что делает центр для спасения культурного наследия в этих странах?
— В настоящее время 77 объектов в арабском мире включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Все больше и больше времени у центра отнимает направление работы, связанное с отчаянным положением памятников культурного наследия в арабском мире, в особенности в странах, где идут военные конфликты, — Сирия, Ирак, Ливия и Йемен.
В прошлом году мы принимали в Бахрейне главу Генерального директората древностей и музеев Сирии, чтобы разработать совместный план действий по охране объектов, включенных в список всемирного культурного наследия, а в Сирии их шесть. Все они находятся в особом списке объектов мирового наследия под угрозой.
Затем в декабре 2014 года мы собрали 22 сотрудников сирийских музеев и археологических объектов в офисе ЮНЕСКО в Бейруте и две недели обучали их на тренинге, который назывался "Первая помощь объектам культурного наследия во время войн и конфликтов". При этом мы использовали опыт ливанцев по охране памятников культуры во время гражданской войны в стране в 70-80-х годах прошлого века.
Сейчас мы получаем отчеты от директората древностей и музеев Сирии о том, что делается на местах, на связи с представительством этой страны при ЮНЕСКО, которое тоже отслеживают ситуацию. В июне снова планируем организовать семинар в Бейруте для экспертов из Сирии, чтобы отследить их работу по сохранению культурных ценностей страны.
Кстати говоря, в декабре мы выдвинули главу директората древностей Сирии Маамуна Абдель Керима на получение приза от итальянской ассоциации за его усилия по сохранению памятников культурного наследия в чрезвычайной ситуации. Он работает в очень трудных условиях, стараясь обеспечить защиту культурных ценностей и в тех районах, которые контролируют противостоящие правительству группировки.
Что касается ситуации в Йемене, так получилось, что заместитель главы управления по древним городам Йемена оказался заложником нынешней ситуации в стране. Он месяц назад приехал в Бахрейн на международную конференцию, в которой принимали участие главы аналогичных управлений арабского региона, и теперь не может вернуться в Йемен. Сейчас по просьбе регионального управления ЮНЕСКО в Дохе он работает над докладом о состоянии объектов культурного наследия в Йемене во время нынешнего конфликта.
Однако и до начала событий в Йемене ситуация с сохранением объектов, включенных в список всемирного культурного наследия, не была благополучной. По этой причине расположенный между йеменской столицей Сана и портом Ходейда на Красном море древний город Забид, который был столицей государства Зийадидов, включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО под угрозой. Местные власти не занимались реставрацией этого города, поэтому центр при поддержке правительства Бахрейна взял на себя миссию по его восстановлению. Министерства культуры Йемена и Бахрейна заключили соглашение по спасению города Забид. В прошлом году я был в Йемене, встречался с министром культуры и премьер-министром, которые дали указания начать там реставрационные работы, но из-за военных действий все работы были приостановлены. Однако пока у нас нет информации, что район, где находится город Забид, пострадал от военных действий, поскольку место его расположения не обладает стратегическим значением.
Если говорить о Ливии, то там ситуация с сохранением культурных ценностей тоже очень плохая. Коллеги из Ливии делятся с центром информацией о разрушенных в результате военных действий достопримечательностях — исторических мечетях, некрополях. Даже в самом Триполи разрушены старинные мечети.
По этой причине центр набрал команду специалистов, которая готова выехать на места для реставрации исторических памятников сразу, как обстановка в этих странах нормализуется.
— Известно ли вам, какие археологические памятники были полностью разрушены в этих странах и не подлежат восстановлению?
— Судя по фотографиям, сделанным на месте древнего города Нимруд в Ираке, который тяжелый техникой уничтожили боевики "Исламского государства", он вряд ли может быть восстановлен. Также мне прислали фотографии, сделанные внутри исторической православной армянской церкви — Армянской кафедральной церкви "Святых сорока мучеников", которая находится в городе Алеппо на севере Сирии, она тоже взорвана. Великая мечеть Алеппо или мечеть Омейядов — старейшая и крупнейшая мечеть этого города тоже разрушена, единственный ее минарет, построенный больше тысячи лет назад, обрушился. Эти объекты будет очень сложно восстановить. Также у нас есть информация, что отдельные части города Кирена в Ливии, одного из величайших городов античности, основанного в 630 году до н. э., подверглись разрушению. Он расположен восточнее Бенгази.
Сирийские власти проделали работу по вывозу и сохранению наиболее ценных экспонатов из музеев, которые попали под власть вооруженных группировок, например музеев в Ракке, Идлибе и других городах, где идут военные действия. Они делают все возможное, чтобы сберечь ценности, которые физически можно переместить, но в Сирии огромное количество культурных объектов, которые нельзя перевезти на другое место, к примеру, удивительные византийские мозаичные полотна, которые находятся на юге страны. Насколько нам известно, некоторые из них тоже пострадали во время конфликта.
Сейчас мы совместно с сирийскими, иракскими, йеменскими и ливийскими организациями дополняем списки утраченных памятников культурного наследия этих стран, которые уже имеются, хотя эту работу очень сложно делать, не имея детальной информации от экспертов из этих мест.
Мы составили список музеев, где были зафиксированы случаи грабежа, у нас есть информация о незаконных раскопках в районах расположения памятников древности, снимки со спутников объектов культурного наследия этих стран до начала военных действий и после, но досконально оценить их состояние могут только эксперты, работая на местах.
— Международные организации что-то предпринимают в этой ситуации для помощи местным властям?
— В настоящее время ЮНЕСКО сформировала так называемые силы реагирования, собирает информацию отовсюду и ждет того времени, когда ситуация в этих странах нормализуется, чтобы сразу начать международную кампанию по восстановлению объектов культурного наследия.
Неправительственная организация ИКОНОС практически каждый месяц собирает своих представителей для обмена информацией, другая неправительственная организация Blue sheet, в которую входят эксперты — архитекторы, работавшие в Сирии, Ираке, готова начать там реставрационные работы, как только появится возможность их посетить.
— Исторические памятники и музеи в арабских странах, где идут военные конфликты, особенно в Ираке и Сирии, страдают не только от разрушения, но и от грабежей. Есть ли у вас информация о том, какие меры предпринимаются для предотвращения незаконного оборота древностей из этих стран?
— В феврале этого года Совет безопасности ООН ответил на обращение ЮНЕСКО, связанное с этой проблемой, и принял резолюцию 2199, которая предусматривает наказание за незаконный оборот культурных ценностей из Ирака и Сирии и обязывает все государства препятствовать контрабанде древностей из этих стран, потому что таких случаев стало очень много. Незаконная торговля музейными экспонатами и археологическими находками из Сирии, Ирака, Ливии, к сожалению, ведется. Много таких случаев, в частности, выявляется в Ливане, поскольку это самый легкий путь вывоза древностей из Сирии.
Недавний пример: в мае таможня Бахрейна задержала посылку с украденными в Сирии древностями, которую направили с помощью международной службы доставки DHL из Ливана в США. В ней находились древние предметы из стекла, фрагменты с древними письменами. Сейчас изъятые ценности находятся в Национальном музее Бахрейна, и будут возвращены в Сирию как только позволит обстановка.
В каждой стране, где были выявлены случаи грабежа культурных ценностей, были составлены специальные "красные списки", с которыми ознакомлены и другие страны.
— Мне известно, что центр разработал стратегию своего развития до 2019 года. Какие он ставит перед собой задачи на это время?
— Одно из направлений деятельности центра на этот период — пополнить список всемирного природного наследия уникальными природными объектами, расположенными в арабских странах, потому что таких мест в арабском мире много, но в список всемирного наследия включены всего шесть.
Например, в Персидском заливе на стыке территориальных вод Катара, Саудовской Аравии и Бахрейна есть уникальное место, где обитает редчайшее млекопитающее отряда сирен — морская корова, которая почти истреблена человеком.
Мы начали с Саудовской Аравии, Катара и Ирака, для чего повстречались с представителями министерств экологии этих стран и рассказали им, какие этапы нужно пройти для включения уникальных природных объектов на их территории в список всемирного наследия. Попадание объекта в этот список означает для него международное признание, мировую известность и гарантирует бережное отношение к нему со стороны государства, ответственного за его сохранение.
В 2014 году в центре прошли три рабочих заседания, посвященных включению в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО расположенного на юге Ирака в низовьях Тигра и Евфрата района аль-Ахвар, который славится своим уникальным растительным и животным миром. Сейчас полное досье по этому району передано в ЮНЕСКО, и в начале этого года в центре прошло заседание для составления плана по развитию этого места.