Рейтинг@Mail.ru
МИД: США применяют в Венесуэле те же технологии, что на Украине - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

МИД: США применяют в Венесуэле те же технологии, что на Украине

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкДиректор Латиноамериканского департамента МИД Александр Щетинин. Архивное фото
Директор Латиноамериканского департамента МИД Александр Щетинин. Архивное фото
Читать ria.ru в
Глава МИД РФ Сергей Лавров в конце марта отправляется с рабочим визитом в Никарагуа, Гватемалу, Колумбию и на Кубу. О подготовке крупных двусторонних проектов, а также о причинах курса США на "насильственное изменение строя" в Венесуэле в интервью РИА Новости рассказал директор латиноамериканского департамента МИД России Александр Щетинин.

Глава МИД РФ Сергей Лавров в конце марта отправляется с рабочим визитом в Никарагуа, Гватемалу, Колумбию и на Кубу. О подготовке крупных двусторонних проектов, предстоящем заседании в Казани межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Москвой и Гаваной, а также о том, стоит ли ждать от предстоящей поездки расширения военно-технического сотрудничества, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Калмыковой рассказал директор латиноамериканского департамента МИД России Александр Щетинин. Высокопоставленный дипломат также пояснил, почему США взяли курс на "насильственное изменение строя" в Венесуэле и какими последствиями это грозит.

— Глава МИД РФ Сергей Лавров в конце марта отправится с рабочим визитом в Гватемалу, Никарагуа, Колумбию и на Кубу. С какими предложениями мы едем в Латинскую Америку?

— Прежде всего речь идет о продолжении активного и конструктивного внешнеполитического диалога, который мы поддерживаем с государствами Латинской Америки (ЛА). Мы видим, что латиноамериканцы все активнее выступают со своими очень интересными взглядами и концепциями на различные аспекты международной политики, основанными на незыблемости международного права, принципах невмешательства во внутренние дела, на уважении своей идентичности и самобытности. Это общие позиции, но они приобретают особое значение в той турбулентной ситуации, в которой мы сейчас живем.

— В чем специфика того маршрута, который выбран сейчас?

— Безусловно, это разговор и с нашими добрыми друзьями на Кубе и в Никарагуа, это продолжение очень конструктивного диалога, который мы поддерживаем с нашими колумбийскими партнерами. Но при всем том, я думаю, что ключевым элементом будет пребывание Сергея Лаврова в Гватемале для участия во встрече с министрами иностранных дел Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС). Туда входит восемь стран (Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор – ред.), которые выразили заинтересованность в установлении более тесных контактов между ЦИАС и РФ. Мы прорабатываем вопрос о получении статуса внерегионального наблюдателя при этом объединении и одновременно согласовываем с ними программу направления нашего взаимодействия между Россией и Центральной Америкой (ЦА) в многостороннем формате. Мы предложили центральноамериканцам подумать совместно над тем, чем многосторонний диалог может подкрепить двустороннюю повестку дня, и такие направления есть. По итогам этой встречи мы рассчитываем это согласовать.

— О каких направлениях идет речь?

— Во-первых, это политический диалог. Мы полагаем, что здесь было бы важно продолжить эту практику и сделать ее более регулярной. Но самое главное – это конкретные направления сотрудничества и взаимодействия по различным направлениям, в том числе отвечающим той повестке дня, которую выработали сами центральноамериканцы применительно к развитию своего региона. По сути дела, это наш вклад в реализацию концепции содействию международного развития применительно к региону ЦА. Например, одной из острых проблем в ЦА является проблема обеспечения внутренней гражданской безопасности. Во-первых, мы предлагаем наше содействие в подготовке кадров. Уже три года на базе национальной полиции Никарагуа существуют региональные курсы подготовки наркополицейских. Курсы пользуются очень большим успехом. Одновременно мы приглашаем уже сотрудников правоохранительных органов стран ЦА для различных курсов, которые организует в РФ МВД. То есть идет очень конкретная программа повышения профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов стран ЦА.

— А какое содержание стоит за политическим сотрудничеством?

— Сейчас очень важно укрепление многосторонних основ международной политики, подтверждение таких принципов, как примат международного права, укрепление координирующей роли ООН и так далее. В этой связи для нас сотрудничество с ЛА и с ЦА приобретает особое значение. Допустим, тема, связанная с таким важным элементом, как недопущение вмешательства во внутренние дела государств, непринятие госпереворотов как метода смена власти, недопущение экстерриториального применения национального законодательства. В ЛА уже на протяжении последних десятилетий выработан собственный политический механизм решения этих проблем. На различных международных, региональных, субрегиональных уровнях принята так называемая демократическая оговорка, которая предполагает приостановку деятельности правительств в деятельности интеграционных механизмов в случае, если эти правительства пришли к власти неконституционным путем.

— То есть Россия хочет заручиться политической поддержкой стран ЛА?

— Мы хотим, более того, взять за основу латиноамериканский опыт для того, чтобы сделать его универсальным. Сергей Лавров в своем выступлении на 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН предложил разработать соответствующую резолюцию, где бы эти принципы были заложены. Безусловно, здесь должен быть учет различных регионов, но вклад латиноамериканский теоретический и практический уникален. Исходя из их опытов, какие бы симпатии, возможно, не возникали к тому или иному политическому деятелю, если нарушалась непрерывность конституционного процесса, то он фактически становился изгоем в региональном сообществе.

— Москва предлагает закрепить в международном праве такой опыт Латинской Америки?

— Совершенно верно. И самым активным образом использовать их наработки.

— Есть ли уже какой-то отклик от международного сообщества на данную инициативу?

— Вы знаете, идет процесс переговоров, прежде всего, в рамках ООН. Это опыт ЛА, и, безусловно, в разных регионах смотрят на это по-разному. Но наши коллеги из более развитых стран считают, что "одно дело опыт Латинской Америки, а другое дело — международное право", тут есть, наверное, и некие двойные стандарты. Мы действительно рассчитываем задействовать в большей степени потенциал ЛА стран.

Я хочу сказать, что мы очень ценим то, что государства ЛА, несмотря на то давление, которому они подвергаются, в своем абсолютном большинстве, если не полном, не подержали политику санкционного давления на Россию. Все они четко заявили о том, что санкции являются незаконными, и все они высказали заинтересованность в развитии и расширении двустороннего сотрудничества с нами. То, что в отношении ни одной из стран ЛА мы подобного давления на нас не испытываем, – это абсолютно точно. Отсюда и наша готовность к расширению и развитию сотрудничества с регионом, государствами. Мы в этом плане абсолютно открыты и прорабатываем абсолютно различные варианты.

— Ранее представитель Пентагона заявил, что США обеспокоены наращиванием присутствия России в Южной Америки, это подрывает их лидерство. Что скажете?

— Во-первых, времена "Доктрины Монро", вообще, давно прошли. Латинская Америка – это регион самостоятельных государств, которые вправе регулировать свои внешние связи в соответствии со своими национальными интересами. То, что укрепление отношений с ЛА отвечает нашим интересам, это бесспорно. При этом мы идем в ЛА как партнер конструктивный. Мы ни в коей степени не намерены переносить какие-либо глобальные геополитические сценарии или наши споры с кем бы то ни было на латиноамериканскую почву. Для нас отношения с латиноамериканцами самоценны. И воспринимают нас в ЛА как партнеров и страну, искренне заинтересованную в развитии сотрудничества, и никаких подвохов с нашей стороны здесь не будет. Мы не делаем это назло кому-то, мы делаем это в наших собственных интересах.

— Нет ли в Москве ощущения того, что США начинают препятствовать укреплению подобного сотрудничества?

— То, что имеется давление в отношении латиноамериканцев, мы знаем. Мы прекрасно понимаем, что у государств ЛА есть свои исторические связи и с Европой, и с США. Мы ищем и формируем нашу нишу, наши сферы взаимных интересов, предлагаем наши возможности для того, чтобы способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества.

— Что стоит в повестке дня предстоящего визита министра на Кубу?

— Повестка дня очень широкая, охватывает и вопросы двусторонних отношений, и региональной повестки дня, и международные. Если рассматривать региональные темы (которые будут обсуждаться – ред.), то я бы выделил две. Первая — тема, связанная с идущим поэтапным процессом нормализации кубино-американских отношений. Мы, в принципе, этот процесс поддерживаем. Это признание США, что путь санкционного давления зашел в тупик и им невозможно сломить страну, что нормальное развитие отношений необходимо только через диалог и сотрудничество. Процесс идет непросто, потому что есть очень серьезное противодействие этой линии со стороны консерваторов в Конгрессе США. Нужно ломать стереотипы, то восприятие Кубы, на котором сделали свое состояние целое поколение американских политиков. Мы в этой ситуации очень четко восприняли тот импульс, который нам довели наши кубинские друзья, что этот процесс, который идет и развивается, ни в коей мере не направлен на изменение внешнеполитических приоритетов республики Куба, и в частности в том, что касается развития конструктивного сотрудничества и стратегического партнерства между Кубой и Россией. Мы это очень ценим, мы готовы углублять это взаимодействие и в том, что касается политического диалога, и в том, что касается развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

На вторую половину апреля в Казани запланировано очередное заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Она возглавляется заместителем председателя правительства Дмитрием Рогозиным у нас, и Рикардо Кабрисасом на Кубе, где речь пойдет о проработке крупных двусторонних проектов развития торгово-экономического сотрудничества, прежде всего, в энергетике, развитии металлургического комплекса на Кубе, транспортной сфере, инфраструктурной сфере. То есть всех ключевых секторах кубинской экономики, которая позволит Кубе серьезным образом модернизировать свою промышленность, свой инфраструктурный сектор и стать одним из ключевых экономических операторов в Карибском регионе.

— Какая вторая тема?

— Вторая тема сейчас очень волнует многих – это то, что происходит в Венесуэле. У венесуэльской проблемы есть много аспектов. Связана она и с теми серьезными экономическими трудностями, которые переживает сейчас эта страна. Есть тема, связанная с диалогом правительства и оппозиции, есть оппозиция непримиримая, а есть конструктивная. Здесь самое главное, чтобы диалог между оппозицией и законным, легитимно избранным правительством страны развивался исключительно в конституционных рамках без нарушения тех правовых норм государственности, которые есть. Но есть еще и третья тема, вызывающая очень серьезные озабоченности у нас, связана она с деструктивным вмешательством извне во внутренние дела страны. Мы видим, что, как и Россия, Венесуэла стала объектом санкционного давления со стороны США. Там тоже есть списки чиновников, которым теперь наложены определенные ограничения. Но самое главное, это подписанный Обамой исполнительный декрет, в котором внутриполитическая ситуация в Венесуэле охарактеризована как угроза национальной безопасности США. По сути, это прямое поощрение насильственных действий и внешнего вмешательства во внутривенесуэльские дела. Повторяю, лодку очень легко расшатать, последствия могут быть очень опасными.

— Для чего США раскачивают эту лодку?

— Прежде всего потому, что, как мы можем понимать, тот социально-экономический проект, который был предложен Уго Чавесом, та роль Венесуэлы в международных делах в политике и экономике на каком-то этапе абсолютно перестала устраивать то консервативное течение в Вашингтоне, которое взяло курс на насильственное изменение строя в этой стране, поощряя непримиримую внутреннюю оппозицию путем политтехнологий, всех цветных революций, которые мы с вами видели в нашем окружении. А технология одна и та же, и к чему она приводит, мы видели, и латиноамериканцы это видели. Говоря о предстоящей поездке в Колумбию… они прекрасно понимают все последствия, если в соседней стране произойдет существенная дестабилизация и какие это будет иметь серьезные последствия для внутриполитической устойчивости соседних государств.

— Получается, американцы применяют те же технологии в Венесуэле, что были задействованы и год назад на Украине?

— Абсолютно. Отсюда и та озабоченность при изучении украинского опыта, который латиноамериканцы видят. Они видят, к чему это может привести, потому что это может произойти и на их территориях.

— С региональной повесткой дня понятно. Что касается двустороннего российско-кубинского сотрудничества, в каких сферах планируем расширять партнерство?

— Прежде всего речь идет об электроэнергетике, мы прорабатываем очень серьезный проект модернизации электростанций в стране с привлечением наших экономоператоров.

— При участии российского капитала?

— Да, совершенно верно. Также речь идет о развитии транспортной инфраструктуры. Все дело в том, что кубинцы совместно с нами и ОАЭ прорабатывают возможность создания транспортного хаба. Это переоборудование бывшего военного аэродрома в существенный транспортный узел. Речь идет о том, чтобы построить современный транспортный узел, который позволил бы развить инфраструктурные проекты. (Инвестиции – ред.) в металлургический комбинат также с привлечением наших средств для развития цветной металлургии на острове. Безусловно, это и очень важное направление — фармацевтика и медицина. Это абсолютно незадействованный ресурс наших двусторонних связей. Есть очень интересные наработки в области биофармацевтики отдельных лекарств, в том числе против онкологических заболеваний. Это тоже очень серьезное направление, по которому мы можем с кубинцами взаимодействовать.

— О каких суммах инвестиций российского капитала идет речь в те проекты, которые вы перечислили?

— Речь идет о существенных суммах. Называть конкретные цифры не буду, поскольку переговоры продолжаются на этот счет. Я хочу подчеркнуть, что речь идет о коммерческих проектах, это не проекты помощи. Они осуществляются в полном соответствии со всеми коммерческими нормативами. Это то, что должно привести к очень существенным коммерческих взаимовыгодным инвестициям российского бизнеса на Кубе.

— Это будет обсуждаться в ходе визита?

— Это, безусловно, обсуждается. Это то, что находится на повестке дня, это одно из ведущих направлений. Хотел бы отметить еще одну вещь – Куба это страна, где 9 мая является официальным праздником. В Гаване запланированы очень интересные мероприятия, туда поедет наша высокая делегация в увязке с 9 мая за несколько дней до того. Я думаю, что туда поедет высокая парламентская делегация.

— Что касается ВТС с Кубой, есть новые предложения или проекты в этой области?

— Наши контакты с кубинцами носят нормальный рутинный характер, делать чего-то пугающего в отношении кого бы то ни было – это не наша задача, и не задача кубинцев. Поэтому никаких пугающих новостей в этом плане ждать не надо. Мы абсолютно четко понимаем те тенденции, которые происходят в ЛА. Это регион с очень низким уровнем расходов на оборону, это регион, где нет, как правило, серьезных межгосударственных противоречий. Поэтому фактор наращивания ВТС не является целью, и это не является целью самих стран.

— Является ли поездка Лаврова на Кубу подготовкой визита на высшем уровне?

— Мы очень активно поддерживаем контакты на высшем уровне. В 2012 году Рауль Кастро побывал в Москве, в 2013 году на Кубе побывал председатель правительства РФ, в 2014 году на Кубе побывал президент РФ. Контакты идут очень активно, и мы ничего не можем исключать.

— РФ и Куба достигли договоренности об урегулировании 100% задолженности, при этом 10% должны быть направлены на проекты социально-экономического развития на Кубе. Как с этим обстоит дело?

— Идут переговоры о том, на какие проекты социально-экономического развития на Кубу оставшиеся 10%, это порядка 3 миллиардов долларов, могут быть нацелены. Это проекты, которых у нас пока нет, идет обсуждение. Там не обязательно могут быть российские проекты, это могут быть проекты любых стран. Право решающего слова за нашими кубинскими друзьями.

— Переходя к визиту министра в Никарагуа, планируем ли мы расширять сотрудничество с этой латиноамериканской страной?

— Безусловно, планируем. Мы уже много лет развиваем с ними конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество. Мы прорабатываем совершенно различные направления сотрудничества, прежде всего, торгово-экономическое. Никарагуа даже в условиях международной турбулентности, если мы возьмем ЛА, является страной с одним из наиболее высоких темпов роста. Это страна, где созданы взаимоприемлемые и достаточно комфортные условия для бизнеса. Страна выработала такой внешнеэкономический и внутриполитический курс, который позволяет наращивать свое позиционирование в экономике региональной и не только.

— Какие у нас на этот счет проекты?

— Мы продолжаем активное сотрудничество. Если на предыдущих этапах оно концентрировалось на оказании Никарагуа гуманитарной или технологической помощи, то сейчас мы все более целенаправленно работаем над переводом этого сотрудничества в коммерческое русло. В предыдущие годы мы оказывали содействие Никарагуа в поставках зерна. Это позволило нам очень серьезно закрепиться на данном рынке. Теперь никарагуанцы значительную часть этого зерна закупают у нас на коммерческой основе. Мы теперь можем очень конструктивно и плодотворно сотрудничать с ними в этой сфере. Другим направлением были поставки никарагуанцам машинно-технической продукции. Сначала как безвозмездная помощь, теперь на основе этого создан тот первоначальный капитал, который позволяет поставлять и запасные части, и проводить обновление тракторного парка. То есть сейчас мы прорабатываем совершенно конкретные проекты, позволяющие нам присутствовать на никарагуанском рынке и расширять наше присутствие на рынке ЦА стран в целом. Никарагуа в этом смысле может стать мостиком, связующим нас с центральноамериканским рынком.

— Будут ли обсуждаться вопросы ВТС?

— Безусловно, мы сотрудничаем с армией Никарагуа, контакты с ней поддерживаются. Им оказывается содействие и нами, и не только. Дополнительное существенное расширение (в сфере ВТС – ред.) вряд ли необходимо. Прежде всего, потому, что Никарагуа является частью ЦА региона, где в результате трагических событий 80-х годов прошлого столетия регион вышел с очень хрупким балансом сил, преодолевая взаимное недоверие. Поэтому менять это соотношение сил кардинально абсолютно неправильно и неконструктивно.

— Что нам интересно в Колумбии?

— В Колумбии у нас есть очень интересное и важное направление торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества, которое нам предлагают. Это энергетика, нефте- и газодобыча, есть проекты, связанные с технологическими обменами, причем есть идеи сделать проект типа хаба между Россией и Колумбией, когда малый и средний бизнес, заинтересованный в тех или иных технологических проектах для себя имел бы некий банк данных, позволяющий выходить на российские компании. Эта работа уже идет, это очень живой процесс, его невозможно забюрократизировать. Идет наработка контактов между деловыми кругами. Конечно, с Колумбией нам важен и политический диалог. Это страна, активно заявляющая свои интересы на тихоокеанском побережье, подавшая заявки в АТЭС, когда там будет снят мораторий. Когда будет принято решение о снятии моратория на расширение АТЭС, а оно когда-то будет принято, АТЭС существенно прирастет латиноамериканской составляющей. Они войдут в АТЭС и со своей проблематикой, и со своими проектами, и со своей спецификой. К этому нам нужно быть готовыми.

— Пока нет понимания, когда этот мораторий будет снят?

— Здесь дело не в России… Снятие моратория возможно только за счет консенсуса, которого пока нет. С нашей стороны проблем нет. Есть ряд стран, которые не хотели бы расширения.

— Идет ли диалог между РФ и странами ЛА, куда направляется Сергей Лавров, по расширению поставок сельскохозяйственной продукции на российский рынок?

— Безусловно, все эти страны заинтересованы в расширении поставок своих традиционных товаров на российский рынок. Они готовы в этом плане работать. Речь идет о различной сельскохозяйственной продукции. Они расширяют участие в продовольственных выставках в России. Мы им предлагаем и говорим о том, что надо это поощрять. Мы предлагаем им воспользоваться существующей нишей на российском рынке.

— Они ответили на наш призыв?

— Да, они готовы, они работают над этим. Это требует определенного разворота их бизнеса и не делается в мгновении ока, но работа такая идет.

Еще у нас есть одно стратегическое направление – мы хотим, чтобы Россия и ЛА были зонами взаимных безвизовых поездок граждан. В этом плане мы существенно продвинулись в последнее время. Если мы возьмем регион ЛА целиком, то с 14 ведущими странами мы уже подписали соглашение о безвизовых поездках. Если мы берем ЦА, то мы имеет действующее соглашение с Никарагуа, Гватемалой. Мы подписали, но пока не вступило в действие соглашение с Гондурасом. Мы рассчитываем в ближайшее время подписать такое соглашение с Сальвадором. Это будет касаться туристических поездок, студенческих обменов, все кроме бизнеса и трудовых виз. Мы сейчас будем активно работать в этом направлении с Карибами. Мы хотим, чтобы это было двустороннее межправительственное соглашение.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала