Рейтинг@Mail.ru
Димитрис Харитидис: ситуация в российском турбизнесе нормализовалась - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Димитрис Харитидис: ситуация в российском турбизнесе нормализовалась

© Фото : из личного архива Управляющий директор Tez Tour Greece Димитрис Харитидис
Управляющий директор Tez Tour Greece Димитрис Харитидис
Читать ria.ru в
Дзен
Из банкротства ряда туроператоров РФ не стоит делать трагедию — ситуация на российском туристическом рынке мало отличается от западных стран. В интервью РИА Новости Димитрис Харитидис рассказал, что ситуация улучшится со стабилизацией российского рубля, а во избежание потерь компании должны анализировать рынок и корректировать свои программы.

Из банкротства ряда российских туроператоров не стоит делать трагедию — ситуация на российском туристическом рынке мало отличается от западных стран, где также происходят банкротства, но им не уделяют такого внимания СМИ, считает управляющий директор компании TEZ TOUR Greece (принимающей компании российского туроператора TEZ TOUR) Димитрис Харитидис. В интервью корреспонденту РИА Новости Геннадию Мельнику он рассказал, что ситуация улучшится со стабилизацией российского рубля, а во избежание потерь компании должны анализировать рынок и корректировать свои программы под изменения на рынке.

Компания TEZ TOUR — одна из крупнейших на туристическом рынке России. У компании 75 офисов в 28 странах, TEZ TOUR имеет собственные принимающие офисы почти во всех странах.

— Каковы итоги летнего сезона? Насколько упал поток туристов из России?

— Самая лучшая оценка — это официальные данные, все остальное даже не оценка, а прогнозы. В прошлом году в Греции побывали 1,388 миллиона россиян. Не все приезжали с целью туризма — туристов было 1,175 миллиона человек, а на Крите россияне вышли на первое место по количеству туристов. В этом году в первом полугодии еще не было замечено спада. По инерции туры еще продавались после корректирования программ. В конце 2013-2014 года многие считали, что все же будет нормальный сезон, и заявили очень большое количество туристов. А во второй половине сезона снижение началось, во-первых, из-за банкротства ряда российских туроператоров, во-вторых, туроператоры в течение сезона стали корректировать свои программы.

Снизилась выдача виз — греческое консульство в Москве констатировало снижение на 12% в августе и на 25% в сентябре. Но это уже конец сезона, и я не думаю, что снижение будет больше 15-20%. Я не думаю, что спад будет 25-30% — просто не успеет.

— Изменился ли российский турист? Многие греческие туроператоры и отельеры говорят, что если раньше приезжали туристы с деньгами, то сейчас пошел массовый турист, который денег тратит намного меньше.

— Я считаю, что это неправильная формулировка. Во-первых, сама Греция неграмотно строила свою туристическую политику по сравнению с конкурентами, у нее никогда не было четко выраженной политики поддержки туроператоров, всего остального. Делались лишь громкие заявления на фоне общего спроса. Российская экономика поднималась, соответственно, увеличивался поток туристов, их приезжало все больше, правительство выходило и кричало: смотрите, какие мы хорошие, при этом, я могу сказать, оно палец о палец не ударило. Тянули все на себе SETE (Ассоциация греческих туристических предприятий), организации отельеров, частный бизнес и туроператоры.

Из общего числа в 1,175 миллиона российских туристов тысяч 300, а то и более, приехали дотированные туроператором. Изначально большинство туроператоров не делало никакого анализа рынка и заявляло намного больше контрактов, чем был спрос на Грецию. Потом им приходилось демпинговать и продавать ниже себестоимости для того, чтобы заполнить туристами места в отелях, потому что они уже были не в состоянии сократить места на самолетах и контракты в отелях. Они просто демпинговали. Я помню, в прошлом году были заявления чиновников в Хорватии, Италии, Испании, даже в Турции, что "из-за греческого демпинга мы теряем туристов".

Я тоже хочу верить, что Греция самая красивая страна в мире. Очень многие хотят поехать в хорошую страну за солнцем и морем, но человек, собиравшийся поехать в Испанию, увидев, что Греция дешевле, выбирал Грецию.

Сейчас жалуются и говорят: "В Грецию поехал другой турист". Естественно. Греция была элитным направлением, в Грецию ехали богатые. Раньше было трудно получить визу. Ее получал только состоятельный человек, он выбирал хороший отель, приезжал и тратил деньги. Отсюда сложилось впечатление, что Россия — это панацея, это Эльдорадо, откуда едут только богатые люди. Потом, когда уровень жизни в России вырос, а получить визу стало очень легко — греческое консульство является одним из самых лояльных (визу выдают за 48 часов — ред.), — Греция стала массовым направлением. Крупные туроператоры обратили внимание на Грецию, им нужно было развиваться, а Греция была интересной, близкой страной, с большим количеством отелей.

Не надо забывать, что от Греции отвернулись в тот момент западные туроператоры и было много свободных номеров, в Греции можно было развернуть деятельность. Если даже в Испанию было не так легко "зайти", то греки сами просили крупных операторов начать работу у них.

Из-за этого Греция стала массовым направлением. Турист не испортился, просто приехал еще и другой турист. Более богатые туристы как приезжали, так и приезжают, но появились и другие туристы, поехали регионы, которые тоже стали покупать более экономный продукт. Это нормально. Если ты стремишься получить миллион туристов, ты не можешь иметь только миллионеров.

Что касается TEZ TOUR, то мы еще в марте говорили партнерам — отельерам, магазинам, ресторанам, — что ситуация будет хуже, чем в 2013 году, но они смеялись: вы единственные это говорите. Сейчас партнеры говорят: вы были правы. Мы тогда еще снизили обороты, по этому сезону у нас будет по Греции минус 25% по сравнению с прошлым годом, потому что мы реально видели, что будет. При этом у нас был хороший спрос в других странах.

Мы как международный туроператор работаем в Прибалтике, Белоруссии, в Румынии — оттуда спрос был.

— Через вашу компанию сколько россиян посетили Грецию в этом году?

— У нас было около 90 тысяч туристов.

— Греция как зимнее направление спросом почти не используется. Вы что-то свое предлагаете? Планируете двух-трехдневные туры "Афины — город выходного дня"?

— Мы пока этим не занимаемся. Нет пока большого интереса. Туризмом в Греции мы занимаемся только летом.

—  Как вы оцениваете кризис в турбизнесе — банкротство полутора десятков российских компаний?

— На самом деле из них крупных всего пять. Давайте посмотрим на Запад — сколько там банкротств. И в этом году есть банкротства. В Великобритании позавчера обанкротился туроператор. Они банкротились всегда. Западный рынок сформировался уже давно, а русский бизнес только сейчас строится, турбизнес последние 20 лет выходит на другой уровень, сейчас идет формирование этого рынка. И какие операторы банкротятся? Те, которые не имели массовых направлений или которые только-только решили выйти на них. И из-за того, что был провальный сезон в прошлом году, в том числе по финансовому результату по Греции, они не выдержали, они не были готовы к падению спроса, им нужно было выполнять обязательства, они из-за этого и рухнули. Я не думаю, что у крупных туроператоров могут возникнуть подобные проблемы.

— По вашим прогнозам, когда российский рынок стабилизируется?

— Мне кажется, в первую очередь, если не стабилизируется рубль, не стабилизируется и рынок. Сейчас прошла коррекция программ, в принципе, сейчас все более-менее нормально. То, что продается, продается за деньги, не ниже себестоимости, по крайней мере — по себестоимости.

Туристический бизнес низко маржинальный. На нем нужно правильно делать выводы, и если видишь, что нет спроса, нужно корректировать свою программу именно под реальный спрос. Вот и все. Тогда не будет проблем. Только те, кому сейчас очень нужны оборотные средства, будут увеличивать поток или оставлять на уровне прошлого года, вот за ними надо пристально следить. Корректируют же программы те компании, которые реально смотрят на ситуацию. А пока рубль прыгает… Но вот что интересно — мы сейчас уже на следующий год получили бронь, такого никогда не было в середине октября. Это говорит о том, что люди все-таки смотрят и выбирают стабильные компании. Спрос сильно зависит от рубля. Если санкции закончатся, пойдет больше позитива на рынке и на бирже, не будет нефть так скакать… Это все влияет на рынок. У людей просто нет настроения. Если не будет кардинальных изменений и примерно на этом уровне будет рубль, то, возможно, спрос будет хороший. Я не говорю про рост, я говорю, что спрос будет соответствовать предложению.

— Греческие туроператоры и отельеры говорят, что раннего бронирования стало меньше. Судя по вашим словам, ситуация меняется в лучшую сторону?

— Пара заказов на бронь не может быть показателем, это единичные случаи, но такого еще не было. Еще два месяца назад были свежи воспоминания от банкротств, а сейчас люди уже смотрят, выбирают.

Раннее бронирование идет обычно на отели, которые пользуются спросом и их трудно найти, или на определенный тип номера. Это не столько цена, сколько возможность получить именно то, что ты однозначно хотел. А так всегда можно улететь дешевле в последний момент.

И еще в Грецию возвратился Запад. Огромный рост показала Германия — на 16,5% с января по август. Это говорит о многом. Если сейчас, вовремя, не сделать правильно контракт, не сделать первые шаги, осторожно, конечно… Надо понимать, что конкуренция за хорошие номера в хороших отелях будет не только между российскими туроператорами, но и между западными.

— Как обезопасить туриста от потерь на случай банкротства? В этом году "Турпомощь" очень хорошо помогла, но что еще планируется делать? Например, президент SETE Андреас Андреадис предлагал страховать российских туристов в зарубежных компаниях.

— Я думаю, это лишнее. Во-первых, туроператор может страховаться в нормальных крупных страховых компаниях. Во-вторых, в Российской Федерации обсуждается новый закон о туризме. Предлагают правильные поправки. Например, в Англии ты не можешь быть туроператором, если ты не вносишь крупный взнос. Сейчас обсуждается, что, помимо фингарантий в размере определенного процента от оборота, каждый туроператор должен будет озвучивать то количество туристов, которых он намерен отправить, и вносить за каждого туриста депозит в размере примерно 100 рублей. Это будет довольно существенная сумма. Нужны более серьезные критерии, кто может быть туроператором или турагентом. Ведь любой мог открыть фирму и быть турагентом, это неправильно. Когда нужно будет вносить депозит, турист будет застрахован.

И турист должен понимать, что за три копейки невозможно поехать в очень хороший отель. Туристы сейчас сами через интернет выбирают куда поехать, а затем приходят к турагенту и говорят, что хотят ехать "через вот этого туроператора, потому что у него самая низкая цена". Но потребитель должен понимать, что самая низкая цена не всегда самая хорошая, нужно понимать, сколько это может стоить.

— У вас есть данные о прямых потерях греческих компаний от банкротства российских туроператоров?

— Появляются разные данные, пишут и о 7-8 миллионах евро. Но многие принимающие компании еще толком не знают, сколько они потеряют, поскольку не завершили процесс переговоров с отелями, чтобы оптимизировать потери. Второе, не все отели понесли убытки, а есть такие, которые потеряли клиентов на будущее, особенно в регионах. На Крите был такой большой спрос, что те брони, которые аннулировали, были покрыты другими операторами в других странах. Но на менее популярных направлениях у отелей были проблемы, они остались с пустыми номерами. В основном же потери у отельеров были минимальными, очень мало кто потерял большие деньги. В основном пострадали туроператоры.

— Две-три недели назад опять появились слухи, что туроператор "Библио-Глобус" хочет купить TEZ TOUR. Кто источник таких слухов?

— TEZ TOUR — крупный игрок, кто-то решил воспользоваться ситуацией, чтобы навредить конкурентам. Кстати, в 2008 году шли слухи, что TEZ TOUR покупает "Библио-Глобус". В основном они касались принимающих компаний. Под слухами нет вообще никакой основы, они абсолютно необоснованные. Кто-то решил поиграть на нервах у партнеров.

— Beleon Tours сообщил 16 октября, что отказался от сотрудничества с "Библио-Глобусом", поскольку меняет приоритеты бизнеса и не намерен больше заниматься массовым туризмом. Вы с "Библио-Глобусом" работаете?

— В Греции мы принимающая компания TEZ TOUR, и мы работаем только с TEZ TOUR. Это и главное наше преимущество здесь. А что касается "Библио-Глобуса", то он создает сейчас свою принимающую компанию, сам занимается контрактингом.

— Какие у вас прогнозы на следующий год?

— Прогнозы меняются каждые две недели. Если бы вы спросили месяц назад, я бы сказал, что прогноз оптимистичный. Сейчас я скажу, что если в Греции будет 800-900 тысяч туристов (из России), то это будет очень хорошо. Сложно делать прогноз, когда и политики не знают, что будет. Сейчас все зависит от рубля и от экономической ситуации в России. Что касается наших шагов, то TEZ TOUR прогнозирует и контрактуется на то же количество людей, которые приезжали в этом году — 85-90 тысяч. Конкуренты, как я вижу, также в основном чуть-чуть сокращают контракты, исходя из реальных цифр этого сезона. Оптимистичный прогноз — получить то же количество туристов, как и в этом году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала