После воссоединения Крыма и России в главной базе Черноморского флота в Севастополе будут стоять только российские корабли и подводные лодки. Больше Россия не будет платить арендную плату Украине за базирование российского флота в Городе русской Славы.
Более того, теперь встает вопрос о расширении присутствия кораблей Черноморского флота в Крыму за счет использования объектов и баз, где ранее находились Военно-морские силы Украины.
О том, какие планы у командования Военно-морского флота России в отношении развития Черноморского флота, руководитель профильной редакции РИА Новости Сергей Сафронов в рамках проекта "Крым сегодня" побеседовал с главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом Виктором Чирковым.
— Товарищ главнокомандующий, какие задачи стоят перед Черноморским флотом в новых сложившихся геополитических условиях?
— Задачи остаются неизменными. Главная из них — вместе с флотами причерноморских государств способствовать стабильности на Черном море, обеспечивать безопасность мирной экономической деятельности, судоходства. Но наряду с этим хочу отметить, что у нас появилась возможность решать эти задачи эффективнее. Прежде всего мы теперь уверены, что развитие Черноморского флота, поддержание его боевого потенциала будет осуществляться в плановом порядке, без надуманных преград. Мы всегда стремились и будем стремиться к тому, чтобы Черноморский флот был сбалансированным по своему составу и боевым возможностям, чтобы он был способен решать задачи по обеспечению безопасности на южных морских направлениях в своей операционной зоне ответственности, при этом эффективно взаимодействовать с силами других видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти задачи не меняются.
Мы идем этим путем, реализуя указания министра обороны РФ и добиваясь выполнения кораблестроительной программы в интересах Черноморского флота в приоритетном порядке. В силу известных причин флот безудержно старел. Сейчас мы останавливаем этот разрушительный процесс старения, обновляем подводные и надводные силы, приводим в порядок инфраструктуру базирования сил Черноморского флота в Крыму, реанимируем систему судоремонта. И это позволит черноморцам эффективно и полноценно выполнять задачи в Черном и Средиземном морях, в том числе и в составе постоянного оперативного соединения в Средиземном море.
— Как будет развиваться система базирования Черноморского флота и, в частности, изменится ли предназначение пункта базирования в Новороссийске?
— Федеральная целевая программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в 2005-2020 годах", которая предусматривает строительство в Новороссийске пункта базирования кораблей и судов Черноморского флота, будет выполнена в полном объеме. Геопорт с уникальным оградительным молом станет еще одним местом базирования сил Черноморского флота наряду с базированием сил в главной базе — городе Севастополе. Черноморский флот будет обладать именно комплексной системой базирования на Крымском полуострове, включающей в себя главную базу Черноморского флота — Севастополь — и другие пункты базирования. Эта система базирования и инфраструктура будет самодостаточной, то есть предусматривать полный цикл, позволяющий обеспечить комфортную дислокацию надводных кораблей, подводных лодок и береговых войск с соответствующим наличием объектов социальной инфраструктуры.
— Как будет пополняться и обновляться Черноморский флот в ближайшие годы?
— В соответствии с программой военного кораблестроения в ближайшие шесть лет на Черноморский флот планируется поступление порядка 30 боевых кораблей различных классов. Я имею в виду корабли первого, второго, третьего и четвертого рангов и судов обеспечения. Причем речь не идет о необоснованном наращивании сил. Это давно назревшие потребности Черноморского флота, который не обновлялся много лет.
До конца года Черноморский флот получит в свой состав две из шести подводных лодок проекта 636. Это подводные лодки "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону". Также мы планируем до конца года поднять флаг на первом из шести сторожевых кораблей проекта 1135.6, которые строятся для Черноморского флота. Эти корабли смогут действовать как одиночно, так и в составе группировок сил флота. Корабли этого проекта идеально подходят для акватории Черного моря и для действий за его пределами. Например, в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море. Сторожевые корабли этого типа способны эффективно выполнять антипиратскую миссию в Аденском заливе. Планируется также пополнить Черноморский флот шестью единицами патрульных кораблей открытого моря проекта 22160, предназначенных для несения патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также охраны военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды.
— Служба поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота давно нуждается в обновлении и модернизации. Что планирует Главное командование ВМФ в этом направлении?
— Спасательные силы Черноморского флота получили новый спасательный катер, построенный по модульному принципу. Он закреплен за водолазной школой Черноморского флота (Севастополь), входящей в состав Объединенного учебного центра ВМФ. К слову сказать, модульный катер проекта 23370 является первым судном ВМФ, созданным по модульному принципу, и открывает новые возможности перед поисково-спасательными силами Военно-морского флота в целом и Черноморского флота в частности.
Планируется, что до конца 2014 года служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России будет иметь в своем составе семь модульных катеров поисково-спасательного обеспечения проекта 23370. Всего в ближайшей перспективе на вооружение спасателей Военно-морского флота поступят 12 таких катеров. Для комплексного обеспечения деятельности подводных и надводных сил Черноморского флота до конца этого года поступит шесть судов обеспечения.
— Предметом особого внимания на Черноморском флоте всегда было гидрографическое обеспечение безопасности судоходства. Как обстоят дела в этой сфере сейчас?
— Давно назрела задача восстановления в нормальном объеме гидрографических исследований в операционной зоне Черноморского флота в интересах безопасности судоходства и мореплавания. В этих целях создана 10-я океанографическая экспедиция гидрографической службы Черноморского флота, куда уже вошли три гидрографических судна. Мы планируем до 2016 года включительно обновлять состав гидрографических судов на Черноморском флоте. Речь идет о поступлении на флот новых гидрографических судов и, в частности, современных больших гидрографических катеров.
— Что ждет морскую авиацию Черноморского флота?
— Морская авиация Черноморского флота также получила возможность развития и восстановления своего потенциала. Мы начали перевооружение самолетного парка. На замену самолетам Су-24 поступают новые — Су-30МС. Активный ремонт имеющегося у черноморцев парка летательных аппаратов (вертолеты и самолеты) позволяет нам в этом году выйти на уровень 80%. Это совсем неплохо.
— Как будет использоваться полигон НИТКА?
— У нас есть четкое понимание предназначения и использования учебных полигонов (НИТКА) в Саках и Ейске. В Саках мы проводим отработку летчиков действующей палубной авиации, а новая НИТКА в Ейске будет использоваться в научно-исследовательских целях, для освоения новых перспективных летательных аппаратов. И в этом есть логика. Мы имеем возможность обеспечивать непрерывность обучения летчиков и использовать задел на перспективу.
— Как обстоят дела с судоремонтом для Черноморского флота в Крыму?
— Это отдельная тема — судоремонт на Черноморском флоте. Система военного судоремонта в Крыму оживает. Заключаются контракты.
Появилась возможность в полной мере использовать потенциал Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "13 судоремонтный завод (СРЗ) Черноморского флота (ЧФ)" в Севастополе. После известных событий 1991 года существовали серьезные препятствия по ремонту кораблей Черноморского флота. Это существенно осложняло решение проблем поддержания и восстановления технической готовности боевых кораблей
В кратчайшие сроки на 13-м СРЗ ЧФ планируется создать участки производства, соответствующие современным требованиям и технологиям, закупить новое оборудование, начать поэтапную замену станочного парка с целью обслуживания новейших кораблей, которые с 2014 года начнут поступать на вооружение Черноморского флота. Эта работа уже проводится. Завод ожил. Как пример, 13-й судоремонтный завод в Севастополе отремонтировал уже второй большой противолодочный корабль Северного флота из состава постоянного оперативного соединения в Средиземном море. На этом же заводе проходит ремонт и дизельная подводная лодка Черноморского флота "Алроса". Заплата рабочих этого завода доведена до общероссийского уровня. Социальная напряженность снята.
Черноморский флот должен по составу своих сил выполнять задачи по своему предназначению в полном объеме. А для этого необходимо подтянуть корабельную составляющую до соответствующего уровня.