О том, как сделать Абхазию недотационным регионом, о новом межгосударственном договоре с Россией, о планах по открытию сквозного железнодорожного сообщения через республику, а также о том, зачем нужно отменить пограничный контроль на границе с РФ, рассказал в интервью обозревателю РИА Новости Андрею Малышкину кандидат в президенты, и.о. главы Службы госбезопасности Абхазии Аслан Бжания.
— Аслан Георгиевич, можно ли вас назвать последователем или сторонником экс-президента Александра Анкваба?
— Я являюсь преемником всех трех президентов в тех их начинаниях, которые принесли пользу нашему обществу и государству. Это Владислав Ардзинба, основоположник нашего государства. Государство должно развиваться, институты должны строиться. Сергей Багапш, при котором Абхазию признала Россия и другие государства. Эту работу надо продолжать, и я готов это делать. И президент Александр Анкваб, который придал серьезный импульс социальным проектам. Каждый из них оставил очень серьезный след в истории нашего государства, и я являюсь продолжателем их идей и традиций. Мне уже много лет, я кандидат в президенты, и я готов принимать самостоятельные решения, надеюсь, они будут позитивными и полезными для общества и государства.
— Что нужно сделать, чтобы разразившийся в мае политический кризис не повторился?
— Первоочередные шаги — создать условия для того, чтобы консолидировать наше разобщенное общество. Оно разобщено по разным причинам — социально-экономическим, политическим, и необходимо начать системный, постоянный диалог со всеми политическими силами, оппозицией, этническими группами. Мы должны достичь единства в глобальных вопросах — вопросах государственного строительства, в вопросах выбора пути развития. По этим ключевым темам мы должны быть едины, и именно эта задача является первоочередной.
Следующий шаг, который, на мой взгляд, будет работать на единство, — это формирование правительства. Если я буду избран президентом, это будет делаться на основе широких консультаций. В правительстве должны быть представлены представители разных политических сил. И принцип отбора будет следующий: профессиональная подготовка, опыт управленческой работы, честность и компетентность.
— Если вы придете к власти, какие проблемы в Абхазии будете решать в первую очередь?
— Этих проблем много. Первая, главная задача — преодолеть раскол нашего общества, консолидировать его. Этой задачей мы будем заниматься постоянно и системно. Второе — это комплекс экономических и социальных проблем, у нас их достаточно.
— Сможет ли Абхазия когда-нибудь стать недотационным регионом и уменьшить зависимость от финансовой помощи РФ? Что для этого нужно сделать, какие отрасли развивать?
— Нужно использовать транзитный потенциал, потенциал нашего сельского хозяйства, гидроэнергетики, природный потенциал — у нас очень много водных ресурсов. А также туризм, такой сегмент, как горный и горнолыжный туризм, паломнические маршруты, это ни в каком виде пока у нас не работает. Мы на самом деле богатая страна, и недалек тот день, когда мы будем иметь профицитный бюджет и не нуждаться в финансовой помощи извне. Необходимо создать условия, при которых к нам придут инвесторы, нужно строить открытую современную экономику. Этот комплекс мер приведет к тому, что мы будем богатой страной.
— Как вы думаете, может ли повлиять на результаты выборов ситуация с ограничением голосования 23 тысяч человек (15%) в Гальском и Ткуарчальском районе?
— Конечно, когда такое количество людей вычеркнуты из списка, это каким-то образом на результаты голосования влиять будет. Но меня, в частности, это не пугает.
— Вы сказали про транзит через Абхазию, это имеется в виду идея восстановления сквозного железнодорожного движения через республику по бывшей Закавказской железной дороге? Проводились ли оценки, во сколько это обойдется?
— Нет, такие оценки абхазская сторона не проводила, но такую работу мы намерены начать. Я не думаю, что будет проблемой изыскать финансовые средства для этого. Тут есть другие, более сложные вопросы, связанные с реализацией этого проекта, я имею в виду политический аспект. Десять лет назад хотели восстановить железнодорожное сообщение, но именно разногласия, связанные с политическими аспектами, не позволили его довести до конца. Но тогда Абхазия не была признана, поэтому мы думаем, что нам сейчас удастся сдвинуть с места эту проблему.
— Вы сказали, что туризм может пополнить доходность бюджета Абхазии. Как можно решить проблему очередей на границе? Нужно ли открыть границу с РФ и упростить таможенные процедуры?
— Да. В рамках интеграционных процессов с Российской Федерацией нам необходимо изменить режим работы государственной границы, там слишком много контрольных органов, их не должно быть в таком количестве. Необходимо сократить их кратно и создать условия, при которых и граждане Абхазии, и граждане России могли бы беспрепятственно пересекать границу. Граница должна существовать только для тех, кто намерен нарушать закон. Добропорядочные граждане границу ощущать не должны, как это делается в европейских государствах.
— Многие в Абхазии говорят о необходимости нового договора между РФ и Абхазией. Зачем он нужен?
— Да, ситуация изменилась вокруг нас, поэтому нам необходимо подписать новый межгосударственный договор. В рамках этого договора мы должны придать импульс интеграционным процессам.
— Ваше мнение — нужно ли предоставить гражданам Российской Федерации право приобретать в Абхазии недвижимость в собственность?
— Нужно. Такое должно быть дано гражданам Российской Федерации. Они должны иметь право приобретать недвижимость в Абхазии, квартиры. С этого начнем, а дальше — будет видно.
— На этих выборах за кресло главы государства будут бороться три генерал-майора и один генерал армии. Уже можно заранее говорить, что президентом Абхазии станет генерал. Как вы думаете, будет второй тур?
— Мне сложно об этом говорить, я не люблю заниматься прогнозами. Время покажет, осталось несколько суток.