Компания Mail.Ru Group планирует выводить свои флагманские интернет-продукты на зарубежные рынки, однако Китай – один из немногих рынков, который ее пока не интересует. О стратегии Mail.Ru Group в России и за рубежом, о том, будут ли объединены "Одноклассники" и "Мой Мир", о поиске "убойных" приложений и перспективах инвестиций в российских роботов рассказал в интервью обозревателю проекта Digit.ru Алине Гайнуллиной генеральный директор Mail.Ru Group и глава инвестфонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин. Беседа проходила в рамках Петербургского международного экономического форума
— Mail.Ru Group является одним из маркеров российской интернет-индустрии. Какие тренды в этой отрасли вы наблюдаете с точки зрения технологий и бизнес-моделей?
— Главный тренд – это развитие мобильных технологий. Что касается бизнеса, есть два основных источника — реклама и сервисы дополнительных услуг. В последних преобладает модель free-to-play, когда сам сервис предоставляется бесплатно, а деньги зарабатываются на дополнительных услугах. Эта модель из России и Китая начинает проникать в США и Европу. Это противовес американской модели, по которой сервис предоставляется за абонентскую плату.
— Вы отметили рекламу как основной источник дохода интернета. Сохранится ли эта ситуация в будущем?
— Реклама – это фундаментальный источник монетизации интернет-сервисов. Думаю, что она будет жить очень долго, а вот форматы будут меняться. Сейчас актуальны два направления – мобильная реклама и видеореклама.
— Однако эксперты говорят, что эти виды довольно навязчивы…
— Здесь нельзя обобщать, все зависит от реализации. Есть примеры, когда такая реклама встраивается органично, но это надо делать аккуратно и осознанно.
— Какие же форматы выбирает для себя Mail.Ru Group?
— Важный для нас тренд – это таргетинг, который становится умнее. Это то направление, в котором мы двигаемся в разработке рекламных технологий.
— Еще пару лет назад интернет-сервисы были "горячей" темой для инвесторов. Изменилась ли ситуация сейчас?
— Если говорить об IPO, то есть недавний пример успешного размещения Qiwi. Рынок понимает, что за интернетом будущее, он постепенно перетягивает деньги из других видов медиа.
— Вы упомянули успешное размещение Qiwi. А почему Mail.Ru решила существенно – с 21,4% до 15,5% — снизить долю в Qiwi, выступив основным продавцом акций?
— Мы в первую очередь фокусируемся на операционных активах. Есть активы, которые нам нравятся, но им эффективнее будет развиваться отдельно. Qiwi – это хороший и интересный бизнес, но он существенно отличается от Mail.Ru. Наш основной фокус – это communitainment (от англ. communication – общение и entertainment – развлечение – ред.). Поэтому мы считаем правильным, чтобы Qiwi развивалась самостоятельно, и желаем им в этом успеха.
— Планируется ли дальнейшее снижение доли в Qiwi?
— Сейчас у нас lock-up на шесть месяцев. Дальше мы посмотрим по ситуации, как они будут развиваться, какова будет цена акций, и примем решение.
— Российская интернет-индустрия сильно диверсифицирована. Есть крупные игроки и много стартапов, которые стоят перед выбором – развивать ли собственный продукт или продать его. На чем, на ваш взгляд, они должны основывать выбор?
— Думаю, они должны фокусироваться на создании хорошего продукта, массового сервиса и модели монетизации. Если есть продукт, сервис, аудитория, дальше все варианты возможны. А если этого нет, то все опции бесполезны.
— Кто, на ваш взгляд, должен поддерживать молодых IT-предпринимателей – корпорации или государство?
— Государство должно создавать хороший инвестклимат – налоговую среду, законодательство, а корпорации – сами себя поддерживать. Не должно быть такого, что государство занимается определением успешности стартапа. Это путь в никуда. Перспективы конкретного стартапа должен определять рынок.
— Сейчас крупные технологические компании говорят о поиске "убойных" приложений — killer app. В каких направлениях должны идти поиски?
— Killer app – это круто, но их не так много. С другой стороны, есть много прагматических ниш, где отсутствует конкуренция. Можно сделать killer app – приложение мечты, а можно пытаться решать конкретные проблемы. Моя рекомендация российским стартапам – смотреть вокруг себя. Модными темами сейчас являются игры на мобильных телефонах, средства общения, мобильные приложения, облегчающие жизнь в офлайновом мире.
— Ищет ли Mail.Ru свое killer app?
— Конечно же, ищет. Но думаю, что мы уже нашли свое – почта, мессенджеры, социальные сети и игры. Эти четыре направления – наши killer app.
— На западном рынке очевидна конвергенция IT-бизнеса – так, Google, Apple, Microsoft развивают экосистемы "устройство-платформа-сервис". Могут ли российские компании последовать их примеру?
— Набор продуктов, которые предоставляют интернет-компании, точно будет увеличиваться. Мы, например, занимаемся разработкой собственного браузера. Также будет размываться понимание, что такое интернет-компания, поскольку большинство IT-компаний станут использовать "облачные" технологии.
— На какой стадии сейчас находится разработка браузера Mail.Ru Group?
— На активной. Мы уже объявили альфа-версию, как только запустим финальный релиз, обязательно сообщим.
— А не планирует ли Mail.Ru создавать собственную операционную систему?
— Мы пока не готовы разглашать наши планы.
— Какой вы хотите видеть Mail.Ru Group через пять лет?
— В интернете сложно прогнозировать не то что на пять лет, а даже на два года. Я бы хотел, чтобы мы оставались динамичными. Для нас очень интересны зарубежные рынки, и надеюсь, что у нас получится развиваться на рынках помимо России.
— А какие именно рынки интересуют Mail.Ru? Какие продукты планируете выводить?
— Мы этого пока не разглашаем. Но могу сказать, что на китайский рынок мы точно не планируем выходить в ближайшее время. А говоря о продуктах, к примеру, игры уже сейчас – один из флагманских продуктов для выхода за рубеж.
— Если говорить о социальном направлении Mail.Ru, почему компания не объединяет "Мой Мир" с "Одноклассниками"?
— Есть фактор объединения технологий или бизнеса – здесь мы сделали большую работу с точки зрения дата-центров, команды продаж или инфраструктурных решений. Что касается пользователей, они используют эти соцсети по-разному и не хотели бы пересекать два разных социальных графа. Мы сделали некоторые механизмы – например, в "Моем Мире" есть подсказки друзей из "Одноклассников". Но жесткого объединения решили не делать, это неправильно с точки зрения пользователей.
— Справедливо ли предположить, что для Mail.Ru Group инвестиции в сторонние ресурсы столь же приоритетны, как и развитие собственных продуктов?
— Нет, наш основной фокус – это собственные продукты и операционное развитие. При этом мы внимательно смотрим на рынок, на компании, которые могут быть технологически комплементарны нашему бизнесу. Например, недавно мы профинансировали израильский стартап Cortica, который занимается распознаванием образов на картинках и видео. Нам важно, чтобы технологии, в которые мы инвестируем, могли усилить наши продукты.
— Если в России вас знают по Mail.Ru Group, то в США вы известны прежде всего основатель Grishin Robotics. В чем загадка такого интереса к фонду?
— Сейчас массовая робототехника переживает этап фундаментального зарождения. Это новая глобальная технология, которая, надеюсь, сильно изменит жизнь вокруг нас. Мы сможем заниматься более интеллектуальным трудом, а рутину поручить роботам.
— До сих пор вы вкладывались в основном в американские компании. Есть ли планы инвестиций в российские стартапы?
— Моя стратегия лишена территориального принципа. Я верю в будущее робототехники и пытаюсь найти лучшие компании, где бы они не находились.
— Какие вопросы перед Петербургским форумом этого года включила в повестку дня интернет-индустрия?
— Во-первых, интернет-индустрия стала значительной частью экономики России – около 4% ВВП. Поэтому мы не можем оставаться в стороне от макроэкономических процессов. Второй вопрос – что будет происходить с IT-образованием в России. Также актуален вопрос госрегулирования, примером тому является обсуждение законопроекта о защите правообладателей. Индустрию беспокоит формат регулирования интернета – мы не против систематизации отношений, но важны конкретные формулировки и правоприменительная практика.