Итальянский композитор и дирижер Эннио Морриконе отправится в мировой тур, приуроченный к 85-летию маэстро, в рамках которого выступит в столичном Кремле 6 декабря в сопровождении симфонического оркестра Sofia и хора из 100 человек. Перед тем, как надолго покинуть родину, он отправился по Италии с концертами в честь 10-летнего юбилея своей дирижерской деятельности. После выступления в Риме маэстро рассказал в интервью РИА Новости об отношении к юбилеям, музыке для кино и своей публике, а также о том, что позволяет ему справляться с напряженным гастрольным графиком и что ожидать на концерте в Москве. Беседовала Ирина Гордон.
- Вы отправляетесь в мировой тур, в рамках которого посетите и Россию. При этом называется несколько юбилейных дат, к которым этот тур приурочен – 10-летие вашей дирижерской деятельности и ваше собственное 85-летие в следующем году. Что же для вас является отправной точкой?
— Единственное мое посвящение – это посвящение публике, которая придет слушать музыку, и я не привязываюсь ни к каким датам. Мне это не нужно. Я просто люблю свою публику.
- Будет ли меняться программа ваших концертов в зависимости от страны, и что ждать российским поклонникам?
— Программа, конечно, будет меняться. В частности, в России прозвучит три темы из фильма "Миссия", обязательно будет Chi Mai и примерно четыре отрывка из произведений к фильмам Серджио Леоне, потому что в России всегда просят их сыграть, российская публика их очень любит.
- Зрители в России вас боготворят, всегда устраивая аншлаги на ваших выступлениях. Вот и на предстоящий ваш концерт все билеты раскуплены. Чувствуете ли вы это особое отношение ваших российских поклонников?
— Да, я чувствую, что русская публика очень привязана ко мне. Я не впервые поеду в Россию и я всегда чувствую очень большой интерес со стороны зрителей, искреннюю и открытую реакцию.
- Вы много путешествуете. Что помогает вам справляться с напряженным гастрольным графиком?
— Сегодня рано утром я 30 минут посвятил гимнастике и 30 минут прогулкам. И так я живу каждый день.
- Не появляется ли у вас желание бросить концертную деятельность, чтобы поездки перестали отвлекать от музыки?
— Конечно, такие мысли приходят мне в голову, но организаторы, с которыми я работаю, всегда знают, что я не буду давать концерты, если в этот момент пишу музыку. Сознательно отказываюсь от поездок, чтобы не отвлекаться от творческого процесса. Процесс написания музыки для меня важнее выступлений.
- А что для вас важнее всего в рабочем процессе?
— Думать. Я думаю о том, что должен написать. И когда я прихожу к какому-то выводу, я просто сажусь и пишу. А уж это делать я умею.
- Работа над музыкой к какому фильму вам больше всего запомнилась?
— У меня нет каких-то преференций, и работа над музыкой ко всем фильмам была интересной. Для меня всегда было очень важно работать в разных жанрах, будь то фильм о любви, о полицейских, вестерн или приключения. Я всегда пытался открыть для себя и привнести что-то новое, сохраняя при этом свой стиль. Когда я работаю с фильмами разных жанров, то как бы заново перерождаюсь, обновляю свое мастерство. И каких-то конкретных предпочтений у меня нет. Я просто помню хорошую музыку к хорошим фильмам и мне неважно, добились успеха эти фильмы или нет.
- Помимо музыки к кинофильмам, вы работали и в традиционных академических жанрах, но гораздо меньше. Вам интереснее работать в кино или есть какая-то другая причина такой специализации?
— Все очень просто: за музыку к кино платят, а за музыку для души — нет. Это заказ, за который я получаю деньги, а что касается абсолютной музыки, то единственный ее заказчик – это я сам. Соответственно, сам себе я заплатить не могу, а значит, и времени у меня на абсолютную музыку меньше. Я ее единственный вдохновитель и пишу ее для себя.
- Вы сами попадали в кадр тех фильмов, к которым писали музыку. Какие ощущения вы испытывали во время работы перед камерой?
— Однажды по просьбе Джузеппе Торнаторе в одном из его фильмов я снялся в роли самого себя – дирижировал оркестром. Но я просто выполнял свою работу, никакого особого пиетета перед камерой у меня не было. Единственным странным для меня моментом было то, что я дирижировал не своей музыкой, а "Травиатой" Верди. У меня есть принцип – я дирижирую только теми произведениями, которые написал сам. Но тогда я сделал это для Торнаторе из дружеской любезности.
- Вы встали за дирижерский пульт десять лет назад, значительно позже, чем начали писать музыку. С чем это связано?
— Для музыки кино я никогда не позволю дирижировать оркестром никому другому. Что касается симфонической музыки – пожалуйста, ей можно дирижировать и другим. И здесь дело не в том, лучше я справляюсь с этой задачей или нет. Просто я не хочу, чтобы моя музыка к фильмам слишком тиражировалась и пропагандировалась. Я как автор предпочитаю играть сам, тем самым контролируя ее.