В Москве, наконец-то, будет собственный музей дизайна: он открывается в ноябре 2012 года в Большом Манеже выставкой "Советский дизайн: 60-80-е". Как реализовать идею, с которой долго и безуспешно носились многие, придумала Александра Санькова вместе с друзьями и единомышленниками. В интервью РИА Новости директор музея рассказала, каким образом из разговоров с бездомным старичком выросла большая международная затея с базой в Большом Манеже. Вопросы задавала Ольга Гринкруг.
- С чего все началось?
- Я всегда мечтала, чтобы в России был свой музей дизайна. На эту тему было много идей, встреч и конференций, но все ограничивалось разговорами. А мы с моей коллегой Надей Бакурадзе, пока работали вместе в отделе культуры Посольства Нидерландов, решили, что ждать, пока какая-то крупная компания возьмется за дело, не стоит - лучше попробовать открыть музей самим.
В то время недалеко от посольства, в Трубниковском переулке, стоял дом дедушки Акопа - грека с армянскими корнями, партизана, участника Великой Отечественной войны. Дом когда-то был вполне законно построен самим Акопом, но его снесли, облагораживая территорию, а хозяина выгнали на улицу. Акоп в свои 83 года перебрался в овощной ларек, а воду и электричество брал у посольства. Потом снесли и ларек, но дядя Акоп не сдался - он поселился в "Жигулях", устраивал пикеты, созывал прессу. Каждое утро по дороге на работу мы встречались с ним и он говорил: "Они думают, я умру, не переживу эту зиму. Но нет - они все умрут, а я жить буду". Человек с безупречной силой воли.
И вот тогда, убедившись, что человек сильнее любых обстоятельств, мы решили сделать музей в необычном пространстве: купить ларек, а дедушку Акопа пригласить директором. Но он отказался: "Девчонки, с вами хоть куда, но если я буду директором музея дизайна, то никогда не получу квартиру". В итоге он добился своего, получил квартиру на Профсоюзной, переехал, но продолжает бывать у нас в гостях.
- И тогда идею ларька вы забросили?
- Нет, с идеей ларька мы еще долго носились. Пришли к архитектору Андрею Савину из "А-Б Студии", но он сразу сказал: очень мало места, покупайте лучше коневозку. Это был следующий этап "строительства" музея: такая простая и в то же время стильная архитектурная форма. Если пологий вход для лошадей застелить ковром, получится красная дорожка для открытий - по крайней мере, это смешно. Но, в конце концов, один из наших партнеров (нас всего четверо) увидел американский фильм, где была библиотека в автобусе, и мы поняли - это то, что нам надо!
![](http://rian.ru/images/75019/41/750194143.jpg?595)
Коллектив Московского Музея Дизайна (слева направо) Николай Васильев, Валерий Патконен, Наталья Хубиева, Алена Сокольникова, Наталья Пожидаеа, Наталья Гольдштейн, Иохан Найхоф, Александра Санькова, Степан Лукьянов, Светлана Чиркова, Игорь Забелин.
- Четверо партнеров - это кто?
- Мультимедиа-дизайнер Степан Лукьянов.Он разрабатывает фирменные стили больших телеканалов. Валерий Патконен - архитектор. Надежда Бакурадзе - журналист и уже 10 лет арт-директор Международного Канского видеофестиваля. И я, Александра Санькова - училась в Строгановке дизайну, но всю жизнь занималась менеджментом в сфере культуры и курировала выставки.
- Прошу прощения, перебила. Итак, библиотека в автобусе...
- Мы решили, что музей надо делать в автобусе. Кстати, все наши знакомые архитекторы и дизайнеры обрадовались, сказали, что в автобусе будет достаточно места для организации мультимедийного зала. Мы решили, что как в двадцатые годы были образовательные поезда "Ликбез", так и мы будем кататься по России с нашим мобильным музеем и вещать о дизайне.
Дальше было дело техники: мы обзвонили все автобусные компании в России. Елена Кащеева из компании "Евробус" заинтересовалась проектом и познакомила нас с Николаем Николаевичем Сиделевым, директором "Автоколонны 1417" в городе Коломна. Николай Николаевич очень крепкий хозяйственник, даже был в списке Forbes среди 100 самых успешных руководителей госкомпаний в России. К тому же он очень прогрессивный человек, устраивает ежегодный фестиваль. У него все идет в работу, даже сгоревшие остовы автобусов: из них делают слонов и катают детей или превращают их в корабли и надувают паруса. Он понял сразу, что идея перспективная, что дизайн - именно то, что сейчас необходимо в России продвигать. Помог нам - дал автобус. Теперь фестиваль "Мир автобусов" - наш технический партнер.
- Кто делал фирменный стиль музея?
- Еще одни наши классные партнеры - голландцы из студии LAVA Amsterdam, которые делают фирменный стиль Года Россия-Нидерланды 2013. Конечно, российские дизайнеры немножко удивились, почему мы не выбрали отечественную студию. А вышло это тоже не специально, так сложилось: они были первыми, кто идею музея в автобусе не просто оценил, но сразу же предложил помощь. Голландцы очень гордятся этим проектом и везде его демонстрируют, когда по всему миру выступают с лекциями. У них, кстати, после участия в нашем проекте очень хорошо пошли дела в России, состоялся недельный воркшоп в Сколково, теперь сделали фирменный стиль галереи на "Красном Октябре". Проект интерьера автобуса разработан русскими дизайнерами.
- Как будет устроена жизнь музея на колесах?
- У нас, наверное, единственный в России музей, где все кураторы будут привлеченные. Ведь самое интересное, когда люди приходят со своими проектами, горят идеями. Именно этого, может быть, не хватает некоторым российским институциям, потому что кураторы у них в штате бессменные и все каждый раз идет по накатанной дорожке.
С нами будет работать, в частности, Катя Крупенникова, которая готовит выставку Дитера Рамса, известного дизайнера, придумавшего "10 принципов функционализма". Алена Сокольникова - преподаватель истории дизайна, автор нескольких книг - будет руководить блоком образовательных программ. В нашей команде Николай Васильев - искусствовед и специалист по архитектуре авангарда, молодые искусствоведы Наталья Гольдштейн и Наталья Хубиева. Марина Лошак собирается курировать проекты, связанные с русским авангардом. Потом мы хотим работать с кураторами, получившими образование в Европе, и сотрудничать с Музеями дизайна из других стран.
- За счет чего музей будет жить?
- У нас уже есть хорошие партнеры, но в дальнейшем мы серьезно займемся фандрайзингом, чтобы наладить стабильную работу музея. Выставочный план на 2012-2014 год состоит из крупных российских и международных проектов, все выставки предназначены для широкой аудитории. Параллельно будет организована образовательная программа для детей. Часть проектов проводится в рамках двусторонних годов Россия-Германия и Россия-Нидерланды: у этих выставок есть поддержка посольств и культурных центров. Но мы открыты к самому разному сотрудничеству.