В российских школах постепенно создаются необходимые условия для того, чтобы в них могли учиться дети с инвалидностью - за 2011 год с этой целью было модернизировано 300 школ, и еще 450 учебных заведений планируется обустроить до конца текущего года. О софинасировании региональных программ поддержки инвалидов и о том, как сделать профессию сурдопереводчика более востребованной, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анне Веклич директор департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорий Лекарев.
- Григорий Григорьевич, недавно начался учебный год. Сколько детей с ограниченными физическими возможностями здоровья пошли в этом году в школы?
- По нашим сведениям, в России в настоящее время насчитывается 570 тысяч детей-инвалидов. По данным Минобрнауки России, 239 тысяч ребят с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычных общеобразовательных школах, при этом в обычных классах - почти 128 тысяч детей, в коррекционных классах при массовых школах - еще 111 тысяч. Для сравнения, в коррекционных школах цифра достигает 204 тысяч человек. Надо сказать, что сегодня инклюзивное, или интегрированное, образование - основной вектор государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов. Когда ребенок с инвалидностью учится в обычной школе, он остается в семье, не уезжает на длительный период в интернатное учреждение и в то же время имеет возможность общаться со сверстниками.
- Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко ранее отмечала, что в закон об образовании необходимо включить главу об инклюзивном обучении. Вы поддерживаете данную инициативу?
- Безусловно, министерство поддерживает включение специального раздела, посвященного инвалидам, в профильный закон по образованию. В законопроекте "Об образовании", который в скором времени будет рассматриваться Федеральным собранием, содержится 84 статья, она так и называется - "Организация получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья". Статья раскрывает, что именно подразумевается под созданием специальных условий в образовательных организациях. Она также содержит полномочие федеральных органов власти по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Учет индивидуальных потребностей ребят, имеющих инвалидность, обеспечение разумного приспособления - требование в том числе Конвенции ООН о правах инвалидов.
- Как продвигается процесс реализации госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2015 годы в сфере образования?
- В рамках государственной программы "Доступная среда" формируется сеть базовых образовательных учебных заведений, в которых могут учиться дети с инвалидностью.
Программа ставит четкие показатели и индикаторы, которые характеризуют степень реализации того или иного мероприятия. Если на начало программы таких приспособленных школ было чуть более 2%, то к 2016 году показатель должен достигнуть 20%. По итогам 2011 и 2012 годов для обучения детей с инвалидностью должно быть переоборудовано 750 учебных заведений. В прошлом году проведена работа по 300, в этом году будут приспособлены еще 450. К концу года мы ожидаем, что 59 регионов будут охвачены этими мероприятиями, то есть уже больше половины. А к 2016 году сеть базовых учебных заведений должна быть сформирована уже на всей территории страны. Конечно, переоборудовать все без исключения школы - задача непростая, но наша цель - сформировать такую сеть базовых учебных заведений, чтобы в каждом муниципальном образовании ребенок с инвалидностью мог выбрать, где ему учиться.
- Будут ли реализованы программы по работе с обычными детьми и их родителями, чтобы они воспринимали инклюзивное образование как норму?
- Ни для кого не секрет, что в нашем обществе существуют предрассудки по отношению к инвалидам, и возникают они, в основном, из-за низкой информированности граждан и отсутствия опыта общения с инвалидами. Безусловно, такое общение необходимо, оно помогает людям относиться к инвалидам не просто толерантно, а, прежде всего, дружелюбно, быть готовыми оказать помощь. Для этого, в первую очередь, необходимо совместное обучение с самого разного возраста. При этом происходит и обратный процесс - подготовка ребят с инвалидностью к взрослой жизни, развитие их потенциала, умственных и физических возможностей. Напомню, что инклюзивная среда в образовании никак не отменяет коррекционной работы с инвалидами.
Также в 2011-2012 годах Минтруд России продолжает информационную кампанию - пропаганду толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях. Была разработана стратегия, основанная на идее, что ценность человека превыше любых ограничений. Нас нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов - это и есть основной слоган компании, которая предусматривает разработку и размещение видео- и аудиороликов, интернет-баннеров, материалов для наружной рекламы.
- Совсем недавно в Госдуму был внесен законопроект о жестовом языке. Как подготовить нужное число сурдопереводчиков, чтобы все госучреждения могли обслуживать людей, которые общаются только на языке жестов? Станет ли более востребованной эта специальность?
- Сурдопереводчиков действительно не хватает. По данным Всероссийского общества глухих (ВОГ), нужно подготовить не менее 7,6 тысячи специалистов, а в настоящее время в России их работает всего 1,1 тысячи. Этот показатель рассчитан исходя из того, что один сурдопереводчик должен обслуживать не более 25 инвалидов по слуху. Штатные должности сурдопереводчиков введены в семидесяти стационарных учреждениях социального обслуживания двенадцати регионов. Также сурдопереводчики работают в образовательных и социальных учреждениях.
Профессиональных сурдопереводчиков сегодня обучают в Межрегиональном центре реабилитации лиц с проблемами слуха Минтруда России, в Московском педагогическом, Волгоградском и Орловском государственных университетах. На уровне дополнительного образования подготовка сурдопереводчиков ведется почти в 20 регионах России. В десяти высших учебных заведениях обучаются 1,1 тысячи преподавателей жестового языка по специальности "Сурдопедагогика".
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда" осуществляется подготовка сурдо-и тифлосурдопереводчиков, а также обучение русскому жестовому языку на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги. Всего по этим направлениям будет подготовлено 636 человек в течение пяти лет. Для повышения качества услуг по сурдопереводу, уровня профессиональной подготовки и условий трудоустройства сурдопереводчиков министерством утверждена квалификационная характеристика должности "Переводчик русского жестового языка", включенная в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
- Как обстоят дела с трудоустройством самих людей с инвалидностью? Представители организаций инвалидов неоднократно жаловались на то, что существовавшая ранее система квотирования рабочих мест работала эффективнее. Есть ли планы по совершенствованию данной системы?
- Надо сказать, что трудоустройство инвалидов во всех странах мира сопряжено с большим количеством объективных сложностей. В России ежегодно в органы службы занятости населения обращаются порядка 272 тысяч инвалидов - это значительная цифра, то есть примерно 8% от незанятых инвалидов. При этом находят работу не более трети от числа обратившихся - показатель не очень высокий.
Квотирование рабочих мест - это понуждение, и нужно помнить, что любое понуждение воспринимается негативно работодателями. Его не всегда можно выполнить полностью и эффективно. С нашей точки зрения, стимулирование работодателей более результативно, поэтому мы реализуем мероприятия по снижению напряженности на рынке труда и созданию рабочих мест для инвалидов. Размер возмещения затрат на оснащение одного рабочего места, с учетом особенностей конкретного инвалида, сейчас составляет 50 тысяч рублей. В 2012 году в рамках мероприятия предполагается трудоустроить 7,6 тысяч инвалидов - на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 540,5 млн рублей.
В рамках программы "Доступная среда" оказывается помощь в создании доступности рабочего места и обеспечении работой инвалидов на свободном рынке труда, а не только на специализированных предприятиях. В прошлом году было создано 192 таких рабочих места, в первом полугодии 2012 года - 330, что даже чуть выше, чем планировалось.
- В этом году завершается первый этап реализации государственной программы "Доступная среда". Можно подвести итоги?
- Первый этап программы завершится в 2012 году, о результатах говорить пока рано, но могу сказать, что, в принципе, все идет по плану. Итоги мы будем подводить в конце года и обсуждать их в начале следующего на очередном заседании координационного совета программы, где заслушаем доклады пилотных регионов - Саратовской и Тверской областей и республики Татарстан. Речь пойдет о количестве обустроенных объектов, комплексности подходов, применении методик, выявлении рисков, быстроте реакции. Конечно, мы выслушаем мнение людей с инвалидностью, ради которых доступная среда и формируется.
- В 2013 году министерство планирует начать софинасирование региональных программ поддержки инвалидов в соответствии с показателями, заложенными в госпрограмме "Доступная среда". Регионы уже представили вам свои проекты?
- Да, уже 60 регионов разработали собственные региональные программы. Заявки будут приниматься осенью, их рассмотрит координационный совет. Требований не так много, но они существенные: во-первых, наличие разработанной программы, утвержденной с определенными объемами финансирования, во-вторых, эта программа должна быть комплексной. Мы не можем сосредоточиться только на строительстве отдельных пандусов и назвать это доступной средой. Комплексный подход должен касаться и транспорта, и учреждений культуры, и школ, и спортивных объектов.
- В августе была учреждена комиссия по делам инвалидов при президенте. Как вы оцениваете ее состав? На что, как вы думаете, она будет обращать особое внимание в своей работе?
- До комиссии работал Совет по делам инвалидов при президенте Российской Федерации, и по составу участников можно сказать, что преемственность обеспечена. Важно, что в работе комиссии принимают участие представители отдельных министерств, российских регионов и всероссийских общественных организаций инвалидов, представлено Министерство труда и социальной защиты как орган, который осуществляет нормативно-правовое регулирование многих сфер, напрямую затрагивающих интересы инвалидов.
Думаю, что комиссия будет уделять особое внимание вопросам, которые связаны с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Нельзя сказать, что отечественное законодательство в корне противоречит международным нормам, но в то же время в нем прописаны не все действенные механизмы реализации прав инвалидов. Кстати, осенью мы ожидаем вручения ратификационной грамоты Конвенции ООН в Нью-Йорке, и с этого момента положения конвенции станут составной частью отечественного законодательства. Мы сможем ориентироваться на нее в полной мере как на требование закона.