О готовности России к предстоящему во Владивостоке 8-9 сентября саммиту глав АТЭС, перспективах дальнейшей работы в рамках форума, а также о возможности сирийского урегулирования и решения ядерной проблемы Корейского полуострова рассказал в интервью РИА Новости министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
- На этой неделе во Владивостоке будет саммит стран АТЭС. Какие основные вопросы Москва планирует внести в повестку дня форума? Насколько успешным для России, с вашей точки зрения, оказался год председательства нашей страны в АТЭС?
- В России рассматривают председательство в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" как важнейшее направление курса по встраиванию в региональные интеграционные процессы, продвижению плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Главная цель этой энергичной и кропотливой работы - создание необходимых внешних условий для модернизации и инновационного развития нашей страны, в том числе социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
Разумеется, окончательная оценка нашего председательства будет сформулирована по итогам предстоящего владивостокского саммита. Вместе с тем уже сейчас можно говорить о том, что "Российский год АТЭС" стал весьма насыщенным и результативным.
До сегодняшнего дня мы провели в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани и Хабаровске свыше девяноста мероприятий, в том числе десять встреч на уровне отраслевых министров. Наши партнеры высоко оценили уровень их организации. Кстати, по количеству мероприятий 2012 год является рекордным в истории форума.
Вполне добротно мы поработали в содержательном плане. В феврале были согласованы предложенные российским председательством приоритетные направления сотрудничества - торгово-инвестиционная либерализация и региональная экономическая интеграция, продовольственная безопасность, совершенствование транспортно-логистических систем и инновационное развитие. По каждому из этих приоритетов, а также по другим актуальным темам повестки АТЭС Россия вынесла на рассмотрение партнеров целый ряд конкретных инициатив и проектов сотрудничества. Почти полсотни наших предложений прошли обкатку в рабочих органах форума, получили поддержку на профильных министерских встречах и приняты к исполнению.
Можно, в частности, выделить договоренность с партнерами о мерах по обеспечению максимальной транспарентности энергично заключаемых в регионе соглашений о свободной торговле. Для России, только начинающей подключаться к данному формату интеграции, это особенно важно.
Активизировалась работа в рамках Партнерства АТЭС по вопросам политики в области продовольственной безопасности, запущен аналогичный механизм в области инноваций, а также Диалог по перспективным технологическим вопросам.
Считаем актуальным и перспективным сотрудничество в реализации российской инициативы о формировании в регионе общего образовательного пространства.
Весомый импульс придан совместным усилиям в обеспечении качественной защиты материнства и детства, совершенствовании систем здравоохранения, поддержке молодежного и женского предпринимательства, продвижении здорового образа жизни, поощрении инвестиций в человеческий капитал.
Активно и скоординировано мы поработали с Деловым консультативным советом АТЭС, который в нынешнем году возглавляют представители России. Удалось продвинуть ряд полезных проектов сотрудничества, основанного на принципах государственно-частного партнерства.
Кульминацией в обширной программе российского председательства станет "Неделя саммита АТЭС" 2-9 сентября на острове Русский. Предусматриваются заседания старших должностных лиц и Делового консультативного совета, Делового саммита. 5-6 сентября пройдут совещания министров иностранных дел и министров торговли.
Ключевым событием будет встреча 8-9 сентября лидеров экономик-участниц АТЭС. Уверен, что достигнутые нами в ходе председательства договоренности послужат хорошей основой для содержательной дискуссии на высшем уровне, принесут крупные практические результаты.
- Кризис в Сирии сегодня является одной из главных тем международных дискуссий. Планируете ли вы обсуждать ситуацию в этой стране во время ваших встреч с коллегами по АТЭС во Владивостоке? Можно ли ожидать, что по итогам ваших переговоров будет сделано отдельное заявление, касающееся развития ситуации на Ближнем Востоке?
- В повестке дня "Недели саммита" этой темы, естественно, нет. АТЭС - это форум экономик. В то же время с момента начала кризиса в Сирии проблематика его урегулирования, как правило, обязательно затрагивается в ходе двусторонних переговоров "на полях" различных международных мероприятий.
Поэтому в двусторонних контактах во Владивостоке, где будет участвовать широкий круг представителей международного сообщества, в том числе оказывающих непосредственное влияние на ситуацию в Сирии, вопросы сирийского урегулирования, конечно, будут присутствовать.
Постараемся воспользоваться дополнительной возможностью для разъяснения нашего видения путей преодоления кризиса на основе прекращения любого насилия и налаживания широкого межсирийского диалога для достижения национального согласия на основе наработанной политико-правовой базы урегулирования - соответствующих решений СБ ООН, плана К.Аннана и итогового коммюнике министерской встречи "Группы действий" по Сирии в Женеве 30 июня.
- Готова ли Россия использовать площадку форума АТЭС для активизации попыток достичь договоренности с США по сирийской проблеме или подходы сторон по выходу Сирии из кризиса остаются кардинально противоположными? Есть ли шансы найти общеприемлемое решение, которое может быть впоследствии вынесено на обсуждение на очередной сессии Генассамблеи ООН в конце сентября?
- Мы всегда готовы к конструктивным обменам с нашими партнерами, включая США. "На полях" форума АТЭС запланирована моя встреча с Хиллари Клинтон.
В принципиальном плане позиции России и США не противоречат друг другу. И мы, и они в итоге хотим одного и того же - перехода Сирии к демократической, плюралистической системе, который осуществлялся бы самими сирийцами при уважении всеми государствами суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности страны. Сирийский народ должен иметь возможность самостоятельно демократическим путем выбирать свое будущее. Такое понимание зафиксировано в совместном заявлении Президентов Владимира Путина и Барака Обамы от 19 июня этого года "на полях" саммита "Группы двадцати" в Лос-Кабосе. И оно же лежит в основе наработанной консенсусом международной базы урегулирования кризиса.
Различия коренятся в подходах к продвижению к этой цели. Для американцев главное - заранее опередить ход событий, "убрать" президента Сирии Башара Асада и создать переходное правительство, согласовав все эти вопросы без участия нынешних сирийских властей, то есть фактически навязав схему урегулирования извне.
Мы же предлагаем руководствоваться женевскими договоренностями - потребовать и от властей, и от оппозиции прекратить огонь и назначить полномочных переговорщиков. Все остальное должно решаться за столом переговоров самими сирийцами. Диктовать им что-либо по существу вопросов о будущем их страны считаем контрпродуктивным. Да и едва ли навязанное извне урегулирование может быть устойчивым.
По сути дела, достаточно вчитаться в Женевское коммюнике "Группы действий", чтобы увидеть взаимоприемлемое решение, о котором Вы говорите. Мы предлагали одобрить это коммюнике целиком резолюцией СБ ООН, но США выступили против.
- Будет ли в ходе ваших переговоров во Владивостоке затрагиваться тема урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова? Как в Москве оценивают готовность нынешних властей КНДР к диалогу по этому вопросу?
- У меня запланирован ряд двусторонних встреч с зарубежными коллегами, в ходе которых мы продолжим обмен мнениями по наиболее актуальным темам международной повестки дня. Разумеется, в их числе присутствует и ядерная проблема Корейского полуострова как одна из наиболее острых проблем Восточной Азии, имеющая, вдобавок, весомое глобальное измерение в контексте поддержания стабильности режима ядерного нераспространения.
Что касается второй части вашего вопроса, то мы исходим из того, что бывший лидер КНДР Ким Чен Ир, о верности заветам которого постоянно говорят в Пхеньяне, лично подтверждал российским руководителям неизменную приверженность его страны идее безъядерного Корейского полуострова.
У КНДР есть набор соответствующих обязательств, зафиксированных в Совместном заявлении КНР, КНДР, России, РК, США и Японии от 19 сентября 2005 года и резолюциях Совета Безопасности ООН. Данные обязательства должны выполняться, и это - единственный путь к практической реализации суверенного права КНДР на развитие атомной энергетики и использование космического пространства в мирных целях, включая участие в международном сотрудничестве в этих областях.
У нас поддерживается регулярный диалог - как на политическом, так и на экспертном уровне - по ядерной проблематике с коллегами из КНДР. Мы готовы к его продолжению в контексте усилий по созданию условий для возобновления шестисторонних переговоров.
- В 1994 году стратегической целью АТЭС было заявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Каков вклад России в создание подобной системы? Насколько эти планы реализуемы в условиях, когда эксперты прогнозируют вторую волну экономического кризиса?
- Убежден, что мой коллега, министр экономического развития Российской Федерации Андрей Белоусов мог бы более обстоятельно ответить на Ваш вопрос.
Со своей стороны хотел бы обратить внимание на то, что создание в регионе АТЭС системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности является одной из ключевых, программных задач форума. 2020 год в общем понимании является ориентиром или стимулом для продвижения по пути либерализации торговли и инвестиций.
Участники АТЭС энергично стремятся решить эту задачу. В АТР действует уже более 50 соглашений о свободной торговле. Однако нельзя исключать, что через восемь лет сделать это в полной мере не удастся.
В принципиальном плане не вижу оснований для беспокойства. Либерализация торговли и инвестиций - сложный процесс, который требует адекватного учета всего комплекса складывающихся условий. Не случайно два года назад было признано, что экономики АТЭС добились внушительных успехов в сфере либерализации по сравнению с остальным миром, хотя и не вышли в 2010 году на создание системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности, как это было условлено в принятых ранее решениях.
Иначе говоря, АТЭС уверенно продвигается по пути наращивания региональной экономической интеграции. Это магистральный маршрут, по которому экономики-участницы следуют, несмотря на тревожную ситуацию в мировом хозяйстве.
Главным вкладом России в либерализацию торгового и инвестиционного режимов на данном этапе является вступление нашей страны в ВТО. Большинство государств региона являются членами этой важнейшей торговой организации. Помимо этого активно ведем переговоры по либерализации торговых отношений с Новой Зеландией, Европейской ассоциацией свободной торговли. Недавно успешно завершились консультации в рамках Совместной рабочей группы по изучению целесообразности заключения соглашения о зоне свободной торговли между Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана и Вьетнамом. Предполагается, что официальные переговоры будут запущены до конца 2012 года.
Исходим из того, что либерализация торгового и инвестиционного режимов является одним из основополагающих факторов для возвращения мировой экономики на рельсы стабильного экономического развития. АТР может выступить локомотивом данного процесса.