Недавно Департамент культуры, осуществивший в этом сезоне ряд кадровых перестановок в московских театрах, объявил еще об одном преобразовании – у балета "Москва" появился новый худрук. Теперь, вместо Павла Басина, создавшего эту организацию, балет возглавит Елена Тупысева, чье имя прочно ассоциируется с агентством театров танца "ЦЕХ". В интервью РИА Новости Тупысева рассказала о перспективах развития балета "Москва", о будущем "ЦЕХа" и о развитии современной хореографии в Москве. Беседовала Анна Банасюкевич.
- Каковы будут Ваши первые шаги на посту руководителя балета "Москва"?
- Моя должность называется художественный руководитель и в мои задачи входит как финансово-хозяйственная деятельность, так и творческие вопросы. Сейчас рано говорить о творческих перспективах, сначала мне надо разобраться в финансовой ситуации. Вообще, я рассматриваю себя как кризис-менеджера. Это не тот случай, когда бы я пришла в организацию, где идет нормальная плановая работа, и начала формировать следующий сезон. Сейчас я думаю о том, как мы будем закрывать финансовый год.
Что касается творческих планов, то пока могу сказать, что, конечно, мы оставим те две труппы, которые здесь сложились исторически - классическую и современного танца. Но вся деятельность будет пересмотрена. Например, неправильно, что труппы репетируют в разных местах, то есть танцовщики практически не знакомы друг с другом. Это грубейшая ошибка менеджмента, когда три составляющие организации – администрация, балетная труппа и труппа современного танца - в принципе, имеют свое представление о театре, в котором они работают. Между ними нет никакой коммуникации.
Фактически, мы – вторая классическая труппа, которая есть у Москвы, - после Театра Станиславского и Немировича-Данченко, но между нами большая разница. Думаю, что нам, в большей степени, надо думать про репертуар двадцатого века. Мне, видимо, придется консультироваться с зарубежными коллегами из Северной Европы, где неоклассический балет хорошо развит. Было бы неплохо приглашать к нам в резиденцию иностранных хореографов.
Сейчас точно могу сказать, что наша творческая деятельность будет сформулирована хотя бы на три года вперед. Естественно, это не значит, что мы будем неукоснительно следовать плану, но, если ты хоть примерно представляешь себе, как будет развиваться театр в 2015 году и как это связано с 2013 и 2014 годами, то корректировать планы будет легче. Конечно, творческие планы должны быть подкреплены финансовым планом.
Сейчас моя задача – в ближайшее полугодие начать работать с труппой, наметить проблемные творческие зоны, спланировать сезон и выстроить бюджет на следующий год.
- Сколько спектаклей, по-вашему, балет "Москва" должен выпускать в сезон?
- По государственному заданию мы должны выпускать два новых спектакля в сезон и прокатывать 80 спектаклей. То есть, получается, по одной премьере на каждую труппу. Мне кажется, что это мало. Думаю, что каждая труппа должна выпускать хотя бы по одному спектаклю в полугодие. К тому же, помимо больших спектаклей, надо делать лабораторные проекты. Но сначала надо определить миссию организации - для чего она существует. Если мы выпускаем спектакли, то для кого. Показываем ли мы только в Москве или планируем выходить на региональный уровень или на международный. Миссия должна отражать, для чего создана организация, где она действует и для кого.
- Оценили ли Вы уже существующий репертуар?
- Я еще не все посмотрела, но репертуар труппы современного танца знаю неплохо. Там шесть или восемь названий, а премьер не было года три. Там есть неплохие спектакли в основном зарубежных хореографов, но они, по большей части, поставлены в начале нулевых.
Когда меня представляли труппе, я увидела, что много молодых, наверняка, им интересно было бы попробовать танцевать современный балет, поработать с разными хореографами.
Важен еще такой момент: мне кажется, что у театра такого масштаба, даже если нет своего помещения, офис и репетиционная база должны находиться в одном месте. Иначе сложно работать со зрителем. Трудно каждый месяц бегать по разным сценам, у которых довольно специфический зритель. Ну, например, последнее время балет играл в Театре киноактера. Между тем, современный танец может играться в Москве всего на нескольких площадках с определенной репутацией – Центр им. Мейерхольда, "Актовый зал", может быть, Театральный центр на Страстном, Дом музыки.
- Вы будете бороться за собственную площадку?
- Может быть, но не сейчас. Когда у театра появляется здание, увеличивается административная нагрузка и расходы. Прежде чем просить здание, мы должны быть уверены, что есть достаточное количество зрителей, соответствующий репертуар или другая деятельность – детская школа, фестиваль, например. В Москве у современного танца вообще нет своего здания, вызывающего соответствующие ассоциации. Ну, есть "Актовый зал", но там сто мест. В любой стране мира есть центр танца. Но в ближайшие 2-3 года я бы не ставила задачу заселиться в театр. Сейчас надо в ближайшие два сезона обновить репертуар и соединить труппы и администрацию. Пусть это будет репетиционное пространство или резиденция совместно с другими труппами.
Что такое современный танец. "Люди без футляра" о contemporary dance в России >>
- На каких площадках Вы собираетесь прокатывать спектакли?
- Будем думать. Для современного танца немного площадок, для балета - побольше. Надо понять, какой наш целевой зритель и куда он готов пойти. Ну и технические требования. В Москве очень мало открытых площадок.
- Будете обновлять труппу?
- Рано об этом говорить. Надо понять состояние труппы. В будущем я планирую привлекать консультантов, которые смогут оценить труппу с точки зрения конкурентоспособности. Особенно это касается классической труппы, так как я все-таки больше специалист в современном танце. Здесь моя задача - подобрать правильную команду экспертов.
- Сейчас у каждой труппы свой руководитель?
- Есть заведующие труппами, которые выполняют административные функции. Я бы хотела, чтобы это были кураторы, которые знали бы творческое состояние каждого, принимали бы участие в формировании репертуара.
- Есть ли штатные постановщики-хореографы в театре?
- У нас в штате есть известный хореограф Генрих Майоров, который поставил, например, детский спектакль "Чипполино". Но такого хореографа, который бы ставил весь репертуар, нет, да и не нужно, тут исторически сложилось по-другому. Можно на сезон заключать контракт с приглашенным хореографом.
- По сути, балет "Москва" - это репертуарный театр. Вас не пугает такая структура?
- Да, я раньше не работала в театре с постоянной труппой. Десять лет я занималась "ЦЕХом", который является проектной организацией. Артисты нанимались по срочным контрактам на 5 недель под конкретный проект. Думаю, что здесь тоже со временем надо будет переходить на контракты. И выращивать свою молодежь. Но пока я не могу в это вникать в полной мере, потому что сначала надо наладить элементарное здоровье организации.
- Как обстоят дела с продажей билетов, с посещаемостью?
- Плохо. Здесь две задачи - программный маркетинг и институциональный. Программный – это выстраивание маркетинга под каждое событие. А институциональный - это долгосрочная стратегия, связанная с репутацией театра в целом, с имиджем. В "ЦЕХе" мы всегда вели эту работу. Есть много людей, которые ни разу не были в "ЦЕХе", но они знают это имя. В городе есть понимание, что есть такая организация, которая работает в современном танце. У балета "Москва" этого нет. Это фантом. Не факт, что мы оставим этот бренд - русский камерный балет "Москва". В это название труппа современного танца не вписывается. Каждое слово вызывает разные ассоциации. Так что в течение года хорошо бы поменять название и сделать ребрендинг. Сложность в том, что сезон придется начинать со старым репертуаром и названием.
- Помимо репертуара, что еще планируется?
- Мне кажется, что помимо нашей основной деятельности, мы должны еще как-то участвовать в жизни города. Вот, например, Парк им. Горького делает проекты с с кинотеатром "Пионер", или Дворец культуры ЗИЛ, который в августе представит свою программу дополнительного образования для детей. И мы тоже должны что-то делать – работать с инвалидами, придумывать какие-то социальные проекты. Это не должно быть основным видом деятельности, не чес по больницам, но как-то по-другому надо к этой сфере отнестись.
- А что будет с "ЦЕХом" после Вашего ухода?
- "ЦЕХ" существует почти 12 лет, существует на деньги фондов. Еще два года назад мы знали, что прекратится финансирование фонда Форда, и было понятно, что надо сливаться с какой-то государственной организацией или инициировать новую структуру. Тот опыт, который мы накопили в "ЦЕХе", я с удовольствием передала бы сюда, в балет "Москва". Как минимум, сюда должен переехать фестиваль, летняя школа. Какая-то деятельность может продолжаться под брендом "ЦЕХа". В принципе, вполне может случиться так, что "ЦЕХ" как организация перестанет существовать. Конечно, ряд проектов, которые мы запланировали, будет осуществлен, и "Актовый зал" продолжит существование – ведь есть современные московские хореографы, которым надо где-то показываться.