16 июля в Москве стартует традиционная Летняя Школа Танца ЦЕХ – классы по contemporary dance для новичков и "продвинутых пользователей" проведут преподаватели из порядка десяти стран. Параллельно c занятиями в Актовом зале (территория ПRОЕКТа_FАБRИКА) будут показывать спектакли и перформансы, например, постановку американки Сары Шелтон Манн Zeropoint и "Грозу" в исполнении лауреатов "Золотой маски" танцовщиков из "Диалог Данс".
Танцевать: как владеть iPadом
Для пришедших впервые названия некоторых курсов Школы прозвучат загадочно: наравне с балетом, техникой или импровизацией, основами основ, которые в Школе преподают круглый год, в программе занятий - метод Фенделькрайза, соматикс и техника gaga. Да и сам cоntemporary dance, современный танец, вроде бы давно вышедший из тени, в то же время как будто обречен на статус вечной экзотики.
Правда, организаторы ЦЕХа уверены, что так будет не всегда и через два-три года contemporary неизбежно станет востребованным направлением, встроившись в ряд здешних модных вещей понятий.
"Мы любим сравнивать современный танец с iPadом - продвинутым мультимедийным устройством с очень удобным интерфейсом, за которым скрываются сложнейшие и весьма технологичные процессы. Так и contemporary dance – особенно для начинающих – предстает в виде комплекса максимально простых, функциональных и удобных упражнений. Однако именно с помощью этих упражнений появляется возможность по-новому узнать свое тело, выработать навыки функционального и безопасного движения, изменить свое представление о пространстве и месте в нем", - считает пиар-менеджер Международного центра танца и перформанса ЦЕХ Татьяна Сафонова.
Что такое современный танец. "Люди без футляра" о contemporary dance в России >>
Программа, разбитая на три потока - первый танцует с 16-го по 21-е июля, второй - с 23-го по 28-е, последний с 30-го июля по 4 августа - состоит из занятий, рассчитанных на разный уровень - есть курсы для новичков и для тех, кто занимается современным танцем, например, здесь же в ЦЕХе, не первый год. Тем, кто уже знаком с contemporary, подойдут авторские углубленные методики.
Так, техника gaga была разработана известным израильским хореографом, попавшим в пятерку лучших по версии The New York Times, Охадом Нахарином, который когда-то танцевал в труппе Мориса Бежара, а позже возглавил "Балетный ансамбль Батшева". "Мы лучше осознаем свою форму. Мы начинаем чувствовать безграничность возможностей. Мы переступаем границу знакомого. Мы можем быть спокойными и одновременно настороже", - так характеризует свой метод его создатель. В Школе технику gaga ведет Янив Абрахам, когда-то танцевавший в "Ансамбле Батшева".
В программу попали одна из старейших техник contemporary – двигательная практика Фенделькрайза, а также разработанная голландкой Анук ван Дайк Countertechnique, основанная на философии "танцующего тела", и методика соматикс, которую преподает ее соотечественница Риа Хиглер из танцевальной школы School for New Dance Development .
Соматика – система обучения, от которой берут начало многие телесно-ориентированные методики. Всех их объединяет отношение к сознанию и телу как единому целому, понимание их взаимосвязи и взаимовлияния. Тело осознается не как отдельная часть, а как неотделимое от целого вместе с чувствами, мыслями, поведением. В этом и соматикс в частности, и contemporary в целом похожи, например, на йогу – они "собирают" вместе и мысли, и движения. А еще объединяют танец как развивающую методику и как искусство, поэтому contemporary dance нужно не только заниматься, contemporary dance нужно смотреть. Тем более что темы, "о которых танцуют" артисты – универсальны и современны – от пристрастия к антидепрессантам до социальных проблем.
Смотреть, как танцуют: программа спектаклей
Спектакли будут идти два уикенда подряд начиная с 21 июля, а первой постановкой станет работа американки Сары Шелтон Манн (в ЦЕХе она разбирает со студентами различные техники) с участием танцовщиков ее школы и десяти российских артистов.
В программу попали также спектакль "Последний" Александра Андрияшкина, который создал свой перформанс в ответ на упреки в "социальном аутизме" современного российского танца, "Отстраненные" проекта "Карт-Бланш", Sense of Wrong компании PERICULUM и Memory Анны Абалихиной.
В основу своей постановки танцовщица положила явление синестезии – способности человека "слышать" движение, даже когда на самом деле действие происходит в полной тишине, и создала танец-эксперимент, интерпретирующий искусство в научном ключе. Использование медиа и современных технологий – тенденция, которая хорошо просматривается не только в танце, но и в искусстве вообще, так что дуэт "живой женщины" и кинетической конструкции, которая с помощью считывающей действия камеры будет отображать в ходе спектакля все ее движения и реагировать на них – в какой-то мере обязательная часть программы contemporary dance.
Танцовщиков компании PERICULUM в работе Sense of Wrong интересует тело как хранитель информации о пережитом: "В момент насилия некая живая часть нас замирает в страхе и перестает жить. Эта "мертвая" часть нарушает связи с собой, со своей природой и крайне затрудняет естественное взаимодействие с другими людьми". Тема спектакля, второго из проекта-трилогии "Счастливое детство", - насилие в раннем возрасте.
27 июля в Актовом зале выступят танцовщики компании "Диалог Данс", дважды обладатели "Золотой маски" за "лучший спектакль современного танца", впервые – за "Мирлифлор", второй раз – в этом году – за "Punto di Fuga". В новом спектакле (название связано не только с Островским, но и с атмосферой предчувствия надвигающейся беды) тело, поставленное под поток света и звука, станет арт-объектом, "ведущим" за собой работу сознания. Постановщиком спектакля стал австриец Крис Херинг.
Тамара Бараненкова