Власти Москвы год назад начали беспрецедентную по масштабу работу по решению транспортных проблем столицы. О том, какие меры приняты, какие достигнуты результаты и что еще предстоит сделать для борьбы с пробками, в интервью РИА Новости рассказал новый руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.
- Максим Станиславович, Вы совсем недавно возглавили департамент транспорта. Что в первую очередь планируете сделать на этом посту?
- В силу исторических особенностей градостроительной политики центр Москвы сейчас по плотности населения в полтора-два раза опережает мировые мегаполисы, такие, как Лондон, Нью-Йорк или Токио. При этом обеспеченность дорожной инфраструктурой у нас в два-четыре раза ниже, чем в сопоставимых городах. На это накладывается высокая концентрация офисных площадей в центре столицы и неразвитость инфраструктуры для прямых поездок между точками на периферии города. Итог - Москва стала одним из мировых лидеров по пробкам.
Для решения транспортных проблем была разработана государственная программа "Развитие транспортной системы города Москвы на 2012-2016 годы", целью которой является улучшение транспортной ситуации путем значительного повышения удобства и доступности общественного транспорта для жителей города. Приоритет работы департамента транспорта и, соответственно, мой на настоящий момент - направить все ресурсы и возможности, которые есть в правительстве столицы и в отдельных системах общественного транспорта, на улучшение ситуации.
Главное сделать так, чтобы к 2016 году поездка на работу занимала у москвичей в среднем на 15-20% меньше времени, чем сейчас. Мы сможем добиться этого, в первую очередь, на основе стимулирования использования общественного транспорта, повышая его пунктуальность, комфортность, скорость движения. Мы планируем, что к 2016 году объем перевозок на различных видах общественного транспорта должен вырасти на 20-30%.
- Для реализации программы потребуются значительные средства?
- Утвержденный бюджет программы - 2,2 триллиона рублей. В первую очередь, эти средства будут потрачены на строительство метро: до 2016 года планируется на 75 километров увеличить протяженность линий метрополитена, закупить 2,5 тысячи новых вагонов. Для москвичей это значительно повысится доступность метро: доля населения, не обслуживаемого метрополитеном, сократится в два раза. Кроме того, из-за снижения количества человек в вагонах повысится комфортность поездок на метро.
В 2012 году планируется открыть три новых станции метро: "Братеево", "Новокосино", "Пятницкое шоссе", обновить систему вентиляционного оборудования, продолжить замену эскалаторов и подвижного состава, запустить систему продажи билетов на метро и наземный транспорт через автоматы, создать парковочное пространство вблизи станций метро и улично-дорожной сети. Также в 2012 году мы начнем работы по запуску пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги. Будет обособлена часть существующих трамвайных линий, скорость движения по которым вырастет в 2,5 раза.
Еще одно важное направление программы - переход к единой билетной системе на общественном транспорте. Пассажир, используя единый платежный носитель, сможет пользоваться любым видом общественного транспорта не только на территории Москвы, но и в области. Ведь время поездки включает и время, затрачиваемое на покупку билета, и тут имеются большие возможности для повышения удобства и сокращения очередей. Для сокращения времени, затрачиваемого на пересадки между видами транспорта, мы планируем развивать систему транспортно-пересадочных узлов. На 2012 год запланирован ввод 50 таких объектов. ТПУ объединит в себе несколько видов транспорта, в итоге, произойдет перераспределение пассажиропотоков.
Отмечу, что правительство Московской области также выделяет деньги на развитие транспортной отрасли. И сейчас мы работаем над тем, чтобы эти усилия были синхронны с действиями Москвы.
- Планируются ли какие-то меры по повышению привлекательности общественного транспорта, кроме инвестиционных? Например, введение стандартов общения водителей с пассажирами?
- Общественный транспорт - это сфера повышенной ответственности перевозчиков и операторов, и работать здесь должны только профессионалы, понимающие, что от их квалификации зависит жизнь и здоровье пассажиров. В течение 2012 года будет разработан единый стандарт обслуживания пассажиров, где будут четко прописаны нормы, начиная от санитарно-технического состояния транспорта и заканчивая такими деталями, как поведение водителя и то, во что он одет. Пассажиры должны ощущать по внешнему виду, что человек в форменной одежде за рулем ответственно относится к своей работе. Недаром в метрополитене и на железной дороге введена форма - это дисциплинирует машинистов.
В целом обеспечить обслуживание пассажиров на мировом уровне - это чрезвычайно важная задача. Сюда помимо норм поведения водителей входят такие вопросы, как повышение скорости, соблюдение графика движения, уровень комфорта общественного транспорта.
К 2016 году мы планируем значительно повысить скорость движения наземного общественного транспорта: с текущих 11 километров в час пик до 18 километров в час. В перспективе это приведет к тому, что интервал движения автобусов в часы пик сократится до четырех-пяти минут. Правительство Москвы создаст дополнительно около 35% новых пассажиромест в общественном транспорте в течение этого и следующего года.
Помимо обновления парка автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро и пригородных поездов, мы будем внедрять инновационные идеи. Так, уже в 2011 году был успешно проведен эксперимент по оснащению автобусных экспресс-маршрутов от Зеленограда до станции метро "Речной вокзал" и "Митино" оборудованием бесплатного беспроводного доступа к сети интернет для пассажиров. По поручению мэра столицы, совместно с департаментом информационных технологий, мы рассматриваем технические возможности использования WI-FI в поездах метрополитена.
Еще один важный вопрос - доступность общественного транспорта для горожан, и тут я хотел бы отметить, что Сергей Семенович Собянин принял решение о том, что тарифы на проезд в общественном транспорте в текущем году повышаться не будут.
- А как обстоит дело с работой такси?
- Вопрос развития такси в нашем городе - один из приоритетных, серьезное изменение законодательной базы должно привести к увеличению доли легальных, недорогих и безопасных такси. Мы знаем, что нужно сделать для цивилизованного развития этого сегмента общественного транспорта, и реализуем подготовленные мероприятия в первом полугодии этого года. Наша задача - в текущем году должно появиться не менее 25-30 тысяч легальных такси.
- Продолжая разговор об инновациях в транспортной сфере, хотелось бы спросить, на каком этапе находится работа по внедрению интеллектуальной транспортной системы (ИТС) для организации дорожного движения?
- Мы ожидаем, что к концу 2012 года интеллектуальной транспортной системой будет охвачено 65-70% города, оставшиеся 30% - в 2013 году. В частности, в рамках внедрения ИТС в 2012 году весь подвижной состав "Мосгортранса" будет подключен к системе ГЛОНАСС, это позволит четко контролировать выполнение перевозчиком объявленного расписания. Для пассажиров это будет означать, в первую очередь, повышение пунктуальности движения автобусов и троллейбусов, сокращение интервалов движения в часы пик.
Также у пассажиров появится доступ к интерактивному расписанию. Реализовано это будет с помощью информационных табло на остановках, а также при помощи мобильных средств связи. Пассажиры будут информированы о том, когда подойдет автобус, троллейбус или трамвай, есть ли изменения в расписании. Таким образом, они смогут выбирать для себя наиболее оптимальный маршрут и транспортное средство. Данный проект сейчас прорабатывается совместно с департаментом информационных технологий Москвы. Я уверен, что в текущем году мы приступим к его реализации.
Система будет постоянно совершенствоваться, мы планируем завести в ИТС и метрополитен, и пригородное железнодорожное сообщение. Это будет единый полноценный комплекс управления транспортной системой. К примеру, на каком-то участке ведется строительство или ремонт дороги, учитывая пропускную способность, можно будет понять, какое количество маршрутов необходимо на данном участке. Мы сможем предложить альтернативу того, как пассажирам добраться до пункта назначения без особых потерь времени, используя метро, железнодорожный транспорт или другие альтернативные маршруты наземного транспорта.
- Как будет работать ИТС в метро?
- Это в первую очередь касается изменения режимов работы движения поездов и эскалаторов с учетом интенсивности использования в каждый данный момент времени. Кроме этого, мы хотим внедрить систему, определяющую количество свободных мест в каждом поезде метро. Как это можно сделать? Количество пассажиров легко определить по числу людей, прошедших через турникеты. В каждом поезде примерно стандартное количество мест. Через систему датчиков мы можем понимать, сколько с учетом погрешности в данном поезде едет людей.
- Но ведь пассажир еще делает пересадки, не выходя из метро...
- Да, это так, мы сейчас пытаемся взаимодействовать с сотовыми компаниями. В метро установлены базовые станции связи, по которым можно определить количество абонентов. Это даст понимание того, как мы должны эффективно распределять пропускные способности.
- Максим Станиславович, а в чем ИТС будет полезна автомобилистам?
- У нас есть задача совместно с ГИБДД сократить время оформления ДТП с учетом возможностей ИТС. То есть наша система видеофиксации, помимо считывания номеров и выписывания штрафов, позволит четко определять степень ДТП и подключать оперативные службы города для локализации аварий и скорейшего оказания помощи пострадавшим.
Кроме этого, при реализации проектов по реверсивному движению в городе автомобилисты смогут пользоваться как светофорными указателями, так и интерактивными услугами оповещения, также реализованными на базе ИТС.
- Вы имеете в виду проект по установке информационных табло на столичных магистралях?
- Да, реализация этой идеи начинается в 2012 году. Такие электронные табло позволят водителю выбрать оптимальный маршрут с учетом дорожной обстановки, возможных путей объезда и примерного расчетного времени движения до того или иного места.
- В настоящее время введено в действие 150 комплексов фото - и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, где они установлены?
- Данные комплексы расположены преимущественно на вылетных магистралях, Третьем транспортном кольце и выделенных полосах для приоритетного движения наземного общественного транспорта. Также хочу подчеркнуть, что основная задача этих комплексов не штрафы, а система видеоаналитики и анализа транспортных потоков в режиме реального времени. Наша задача не наказать водителя, а сделать так, чтобы он не нарушал правил дорожного движения. Уже с января этого года мы усилили контроль за соблюдением правил дорожного движения. На участках, оборудованных камерами фото-видеофиксации, будут установлены специальные дорожные знаки, информирующие водителей о разрешенном скоростном режиме, а также о наличии камер. Все места расстановки новых комплексов фото-видеофиксации и информирующих знаков будут определены в течение 2012 года.
- Как, по вашему мнению, на транспортную ситуацию в городе повлияет увеличение с 1 июля 2012 года штрафов за неправильную парковку и выезд на полосы для общественного транспорта?
- Думаю, что повышение штрафов с 300 до 3 тысяч рублей за парковку в неустановленных местах, серьезно повлияет на участников движения. Ведь 3 тысячи рублей - это значительная сумма. Департамент транспорта будет вести системную работу по контролю за максимально эффективным использованием выделенных полос. Не сразу, но автомобилисты поймут, что есть правила, которые необходимо соблюдать. К моему большому сожалению, огромную часть проблем с пропускной способностью магистралей создают сами автомобилисты, которые не соблюдают правила парковки, оставляют свои машины, где придется, зачастую на пути следования общественного транспорта.
- Но автомобилисты жалуются на неудобства из-за запрета выезда на выделенные полосы...
- К сожалению, в той ситуации, которая сложилась у нас в городе, потенциала для легких и безболезненных решений почти не осталось. Единственный путь для улучшения ситуации - это обеспечение безусловного приоритета развития общественного транспорта.
При этом, конечно, мы пытаемся максимально гибко подходить к проблемам автовладельцев. По поручению мэра Москвы проработан вопрос о том, чтобы выделенную полосу не делать закрытой 24 часа в сутки и семь дней в неделю. В феврале - марте этого года наш департамент проведет дополнительное оснащение выделенных полос техническими средствами, позволяющими автоматически регулировать движение. В выходные и праздничные дни они будут открываться для всех участников движения. Этот вопрос решится в первом квартале текущего года.
- Ходили разговоры о том, что в центр города может быть ограничен въезд грузовиков с двигателем, не соответствующим классу "Евро-4". Ждать ли введения подобных ограничений в 2012 году?
- Это будет зависеть от того, какие решения будут приняты на федеральном уровне, так как этот вопрос регулируется федеральным законодательством. Конечно, мы не хотим ограничивать предпринимательскую деятельность или обслуживание города грузовым транспортом. Наша позиция такова - грузовой транспорт, отвечающий экологическим стандартам, городу нужен, но с учетом четкой логистики. Для упорядочивания маршрутов проезда грузового транспорта, департамент транспорта вышел с предложением оснастить системами ГЛОНАСС все грузовые транспортные средства, которые работают в городе, с целью максимально оптимизировать занятость улично-дорожной сети. Грузовики не должны простаивать, они должны работать там, где это необходимо городу.
В 2012 году вместе с крупными торговыми сетями мы планируем отработать карту их логистического обслуживания с ориентацией на тот принцип, что в основном грузоперевозки должны осуществляться ночью.
- И последний вопрос: когда все-таки Москве ждать видимых результатов принятых мер по борьбе с пробками?
- Первый положительный эффект мы ожидаем к концу 2013 года, когда будет полностью развернута ИТС, сформирована новая маршрутная сеть и графики движения общественного транспорта, введены меры по повышению качества обслуживания.
При этом, как я отметил, у нас не осталось потенциала для простых решений. Со своей стороны могу гарантировать, что будет сделано все возможное, чтобы этот процесс проходил максимально безболезненно для всех участников движения. Город продолжит реконструкцию магистралей, строительство хорд, будет своевременно вводить новые маршруты, обновлять подвижной состав всего пассажирского транспорта, вводить полосы для движения на велосипедах, чутко реагировать на замечания и предложения жителей, повышать приоритет, скорость, доступность и комфорт общественного транспорта.