Рейтинг@Mail.ru
РФ может получить право на разработку 25 сульфидных блоков в Атлантике - РИА Новости, 25.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РФ может получить право на разработку 25 сульфидных блоков в Атлантике

Читать ria.ru в
О том, как будут работать российские морские геологи в рамках 15-летнего контракта с ISBA, по которому Россия получит эксклюзивное право поиска и разведки сульфидных руд (в частности, медь, цинк, золото, серебро) в международном районе Атлантического океана, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ольге Второвой замдиректора по научной работе ВНИИОкеангеология, член российской делегации в ISBA Георгий Черкашёв.

Россия после заключения 15-летнего контракта с ISBA (МОМД, Международный орган по морскому дну), который Минприроды планирует подписать до конца 2011 года, получит эксклюзивное право поиска и разведки сульфидных руд (в частности, медь, цинк, золото, серебро) в международном районе Атлантического океана. Проектом займутся расположенные в Петербурге организации Роснедр - Полярная морская геологоразведочная экспедиция и ВНИИОкеангеология. О том, как будут работать российские морские геологи в рамках этого контракта, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ольге Второвой замдиректора по научной работе ВНИИОкеангеология, член российской делегации в ISBA Георгий Черкашёв.

- Как будет строиться сотрудничество России и ISBA в рамках 15-летнего контракта?

- В соответствии с заявкой, одобренной ISBA, для проведения поисково-разведочных работ России выделено 100 участков по 100 квадратных километров каждый. Эти участки объединены в семь блоков, которые располагаются внутри площади, вытянутой вдоль структуры Срединно-Атлантического хребта почти на тысячу километров.

После восьми лет работы по контракту РФ должна отдать ISBA половину всех участков. То есть к этому времени нужно определить наиболее перспективную половину. Затем еще через пять лет – еще четверть.

Таким образом, к завершению контракта у России останется четверть выделенной изначально территории, то есть 25 блоков. В идеальном случае, если в каждом из них будет открыт рудный объект, их общее количество может составить 25. На разработку этих потенциальных месторождений наша страна получит эксклюзивное право.

- По какому принципу выбирались участки Атлантического океана, которые Россия включила в свою заявку, одобренную в июле ISBA?

- Советские, а затем российские ученые ведут исследования в международном секторе Атлантики уже более 20 лет. Мы выбирали участки для контракта с ISBA, основываясь на двух соображениях. Во-первых, это участки с уже открытыми нами рудными полями – таких к настоящему моменту семь. А во-вторых, это районы, где детальные исследования пока не проводились, но имеются научные основания для обнаружения внутри них сульфидных руд.

- Чем интересны морские месторождения сульфидных руд?

- Главные полезные компоненты сульфидных руд Срединно-Атлантического хребта – медь, цинк, золото и серебро. Кроме того, они обогащены рядом редких элементов, широко востребованными высокотехнологичными отраслями экономики. Подобные месторождения есть и на суше: колчеданные руды Урала и Алтая являются древними аналогами современных океанских руд. Но концентрация обогащающих компонентов в океанских рудах в несколько раз выше, чем на суше.

Дополнительное преимущество сульфидных руд в океане – их расположение на поверхности дна. В связи с этим технология их разработки значительно упрощена по сравнению с континентальными месторождениями, где нужно строить шахты и рыть карьеры. Здесь они просто не нужны. Кроме того, в силу «специфики» района распространения океанских руд население здесь отсутствует, что снимает целый ряд экологических и социальных проблем.

- Потребуется ли дополнительное оборудование для исполнения контракта?

- На данной стадии геологоразведочных работ необходимо проводить бурение, чтобы определить мощность рудных тел. Это прямой и самый надежный способ для оценки запасов будущих месторождений. Для этого нужны глубоководные буровые станки, которые пока в России не производят. Сейчас петербургская организация Севморгео разрабатывает опытный образец подобного станка, но возможно использование и зарубежных буровых комплексов.

Кроме того, научное судно "Профессор Логачев", которое работает по сульфидной тематике долгие годы, нуждается в серьезной модернизации.

Для исполнения контракта нужно также закупить многолучевой эхолот и необитаемые подводные аппараты. Актуальным остаётся вопрос использования обитаемых аппаратов "Мир", принадлежащих Российской Академии Наук.

- Существует ли программа исследований, которые предполагается провести в рамках контракта с ISBA?

- Сейчас мы разрабатываем программу последовательного изучения выделенных участков, рассчитанную на весь срок исполнения контракта. Надеемся подготовить ее в течение года. Первая версия программы уже сейчас находится в Минприроды.

Для того, чтобы выполнить контракт с ISBA, нужно снаряжать как минимум по одной шестимесячной экспедиции в год, то есть за весь период работы по контракту геологи должны провести не менее 15 морских экспедиций. Это – минимально необходимое количество экспедиций. Стоимость одной экспедиции колеблется от пяти до десяти миллионов долларов.

Всего с учетом закупки и модернизации оборудования, по предварительным данным, для исполнения контракта с ISBA уже на первое пятилетие потребуется около двух миллиардов рублей.

- Какие перспективы сотрудничества у России и ISBA?

- Следующая, 18-ая сессия ISBA состоится в июле 2012 года в Кингстоне (Ямайка). Основным вопросом, который будет там обсуждаться, станет выработка правил на геологоразведку кобальто-марганцевых корок в международном секторе Тихого океана.

Всего существует три основных вида глубоководных рудных полезных ископаемых – сульфидные руды, железомарганцевые конкреции и кобальто-марганцевые корки. По первым двум ISBA уже выработала международные правила геологоразведки. Изучением конкреций в Тихом океане в рамках контракта с ISBA уже 10 лет занимается российская организация Южморгеология, расположенная в Геленджике.

Решения на сессиях ISBA принимаются консенсуально, а не большинством голосов. То есть все страны, подписавшие Конвенцию по морскому праву, а их насчитывается 161, должны согласиться с предлагаемыми правилами. На прошедшей в этом году сессии правила разведки кобальто-марганцевых корок были близки к принятию, но поскольку несколько пунктов не были согласованы, завершение дискуссии было перенесено на следующую сессию.

В случае принятия этих правил Россия сможет подать еще одну заявку в ISBA на разведку и кобальто-марганцевых корок.

Следующий этап работы ISBA состоит в разработке правил на разработку открытых в международном секторе Мирового океана месторождений полезных ископаемых. Этот документ пока отсутствует. По самым оптимистичным оценкам, на его подготовку и принятие уйдет как минимум пять лет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала